Какое значение голосеменных растений природе. Значение голосеменных в природе и жизни человека. IV. Закрепление знаний и способов действий
Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Какое значение голосеменных растений природе. Значение голосеменных в природе и жизни человека. IV. Закрепление знаний и способов действий

Растения, относящиеся к голосеменным, - основа флоры отдельных областей Земли. Они - легкие нашей планеты, поставляющие огромные объемы кислорода и снижающие концентрацию углекислого газа. Пищевое значение голосеменных заключается в поставке корма птицам и грызунам.

Общая характеристика семенных

Первые растения, размножающиеся семенами, появились в середине Однако их превосходство над споровыми проявилось в более позднее время. Ученые связывают это событие с климатическими переменами: уменьшение температуры и осадков в мезозойскую эру. Многообразие и значение голосеменных растений и цветковых имеют существенные различия. Оба этих отдела высшей флоры сходны наличием корней, побегов и

Растения, размножающиеся семенами, имеют некоторое превосходство над споровыми. Основные отличительные черты:

  • Спора состоит из единственной клетки, а семя - из множества.
  • Опыление - процесс переноса пыльцевых зерен в семенные зачатки. Иногда для этой цели требуется ветер, насекомые или животные.
  • Семя состоит из зародыша, необходимого количества питательных веществ и оболочки, защищающей от внешних воздействий.
  • Для оплодотворения нет необходимости в воде.

Общая характеристика голосеменных

Известное значение голосеменных в природе обусловлено их строением. Существует около 700 современных видов этих растений. Их семя находится поверх чешуек открыто. Вся их защита - кожура. Снизить испарение с поверхности удалось при помощи появившихся устьиц.

Хвойные имеют высоту от 40 до 70 м, однако есть виды, достигающие и 100 м, к ним можно отнести мамонтовое дерево. Увеличение толщины стволов обеспечивают клетки камбия, которые со временем отмирают. Это дает надежную защиту от сильных ветров. Кора обладает множеством канальцев со смолой, которая вытекает через поврежденные участки, заживляя их. Еще одно значение голосеменных в природе - аккумулирование углерода, который затем перейдет в отложения.

Размножение голосеменных

Чтобы лучше понять значение голосеменных растений, стоит рассмотреть их размножение. Сделаем это на примере сосны, семена на которой появляются при достижении деревом возраста от 12 до 15 лет. Шишки - органы, в которых созревают семенные зачатки и пыльцевые зерна. Образовались они в результате видоизменения побегов, которые стали короче, а листья превратились в чешуйки.

Сосна относится к которые обладают органами размножения обоих полов. Женские шишки имеют красноватый оттенок и плотно прилегающие чешуйки. Растут в области верхушки побега. Каждая чешуйка обладает 2 семенными зачатками. Мужские шишки формируются в районе основания удлиненных побегов. Их цвет желто-серый. Чешуйки имеют по 2 пыльника, в них образуется пыльца. Ее зерна обладают 2 оболочками, между которыми имеются полости, заполненные воздухом. Эта особенность позволяет пыльце перемещаться с ветром далеко от места произрастания.

  • В весеннее время пыльца с ветром попадает на семязачатки.
  • Чешуйки шишки начинают смыкаться, полностью закрывая орган.
  • От попавшего пыльцевого зерна прорастает пыльцевая трубка.
  • Оплодотворение случится лишь через год, когда внутри семенных зачатков появятся яйцеклетки и эндосперм (ткань с запасом питательных веществ).
  • К яйцеклетке подходит пыльцевая трубка, по которой перемещаются два спермия (без жгутиков). Один из них достигает цели и происходит оплодотворение, а второй погибает.
  • Из семенного зачатка образуется семя.

Семена

Семена состоят из кожуры (образуется из оболочки зачатка), эндосперма и зародыша. Они созревают на 3 год после того, как вырастают шишки. Одно и то же дерево содержит их в разных стадиях развития. Сосновое семя напоминает цветочное, однако имеет эндосперм, который образовался из заростка. Оно довольно устойчивое к воздействиям тяжелых внешних условий. Может прорасти на скалистых уступах и выдержать суровые морозы. Эти и многие другие подробности определяют значение голосеменных.

Экология голосеменных

Каково значение голосеменных растений, можно представить, узнав, насколько они древние. В палеозойской и мезозойской эрах они доминировали среди представителей флоры. Это были вечнозеленые деревья. Виды, распространенные в тропическом поясе, обладают крупными рассеченными листьями (подобно пальмовым). Зеленые органы растений северных широт небольшие (как иголки или чешуйки). Это связано с низким уровнем влажности воздуха.

Какое биологическое значение имеет то, что голосеменные образуют целые леса? Тайга умеренных широт - родной дом для многих популяций живых организмов. Особенно это относится к птицам и млекопитающим (плотоядным, всеядным и растительноядным). Леса обеспечивают им питание, защиту, убежища, условия для размножения и выращивания детенышей.

Полезные ископаемые Сибири - древние голосеменные растения огромных размеров. Сейчас площади хвойных лесов стремительно сокращаются по разным причинам: вырубки, пожары, расчистки места под дороги, города и заводы. Губительны для тайги мероприятия, связанные с затоплением территорий, осушений болот и добыче полезных ископаемых.

Важнейшее значение голосеменных - обогащение воздуха кислородом и очистка его от углекислого газа. Человек очень небрежно относится к этой их функции, потому что повышенное содержание вредных примесей и копоти в атмосфере приводит к засорению устьиц и накоплению веществ в листовой пластинке. Хвоинки не опадают ежегодно, поэтому срок их жизни снижается из-за этого на несколько лет. Исчезновение лесов входит в число крупнейших проблем планеты.

Значение голосеменных в жизни человека

Хозяйственное использование хвойных деревьев началось давно. В современном мире сложно представить без них многие отрасли производства и быт. Использование и значение голосеменных растений в разных сферах жизни:

  • Пищевая. Из сердцевинной части саговника производят соответствующую крупу. В пищу употребляют семена
  • Строительная. Древесина - прекрасный материал для отделки и производства конструкций.
  • Топливная. Сухая древесина используется для отопления индивидуальных домов.
  • Медицина. Эфирные масла, почки сосны - основа для лекарственных средств.
  • Химическая. Из голосеменных вырабатывают скипидар, смолу, вар, эфирные масла.
  • Эстетическая. Среди хвойных деревьев есть декоративные виды. Велико значение голосеменных в создании лесополос вдоль полей и дорог.

Сосна и ель

Сосна - типичный представитель флоры умеренного климата и субтропических гор. Растет быстро и любит свет. Формирует боры на песчаных почвах или смешанные леса. Продолжительность жизни до 400 лет. Древесина сосны применяется при производстве авиатехники, железнодорожных вагонов, водного транспорта, мебели. Канифоль, скипидар и корабельную смолу вырабатывают из живицы. Свежие побеги - сырье для производства лекарственных средств из-за высокого содержания витамина C. Медицина применяет пыльцевые зерна как альтернативу спорам плауна. Сосна - типичный представитель хвойных, поэтому значение голосеменных часто рассматривают на ее примере.

Ель растет в Европе, Западной Сибири на Карпатах. Продолжительность жизни до 300 лет. Существуют чистые ельники и с примесью других хвойных и лиственных видов. Древесина - прекрасный строительный материал, топливо. Из нее получают целлюлозу - сырье для производства бумаги. Кора богата дубильными веществами. Изготавливают скипидар, канифоль, вар, смолу.

Пихта и лиственница

Ареал пихты довольно широк. Это дерево хорошо переносит тень и холод. Ветки, растущие недалеко от земли, легко дают корни. Можно встретить на равнинном и горном рельефе. Древесина - отличный материал для строительства, поделок, изготовления бумаги и картона. Эфирное масло производят из хвои. Камфору и бальзамы делают из молодых побегов. Есть декоративные виды, применяемые в ландшафтном дизайне.

Лиственница - типичное растение Евразии и североамериканского континента. К зиме у нее опадает хвоя, что не встречается у других голосеменных. Она устойчива к морозам, но любит солнечный свет. Обладает древесиной красноватого оттенка, которая устойчива к сырости. Из нее делают шпалы, опоры в шахтах, бумажные изделия. Нашла она применение и в производстве судов.

Кедр и тис

Кедр произрастает в районе Средиземного моря, Западной части Гималаев, Сибири. Он имеет широкую крону и большую высоту. Его крепкую древесину применяют при создании кораблей.

Тис - широко распространенный вид. Чисто тисовых лесов нет. Он типичен для горных и теплых мест. Только у этого представителя хвойных нет смолы. Цвет древесины - желто-красный. Широко применяется как сырье для токарных, столярных и строительных работ. Из нее производят мебель, строят дома. Ценность древесины - в ее стойкости к гнилостным процессам.

Кипарис и можжевельник

Кипарис растет в умеренно-теплом климате Евразии и Северной Америки. В Крыму и на Кавказе встречается в садах. Крона имеет форму пирамиды или раскидистая. Мягкий и легкий поделочный материал. Из древесины также делают мебель.

Можжевельник растет во всех климатических поясах северного полушария. В чистом виде образует светлый лес. Представлен невысокими деревьями и кустами. Широко распространенный материал для поделок и строительства. Саниболь - ядовитое эфирное масло, содержащееся в побегах. Применяется в медицинских целях.












































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: познакомить обучающихся с отдельными представителями растений отдела Голосеменных, их ролью в природе и жизни человека на конструктивном уровне.

Образовательные задачи: рассмотреть многообразие видов голосеменных и особенности их распространения на примере растений своей местности (ель, пихта, кедр, сосна, лиственница); определить роль голосеменных в природе и их значение для человека.

Развивающие задачи: продолжить формировать коммуникативные учения (умение слышать и слушать друг друга) и информационную компетентность (умение работать с различными источниками информации, анализировать, систематизировать знания, формулировать выводы, преобразовывать, сохранять и передавать информацию, полученную из различных информационных источников).

Воспитательные задачи: развивать эстетические, нравственные качества обучающихся и бережного отношения к природе на примере растений своей местности.

Методы обучения: познавательный, преобразовательный метод (по В.А. Онищук), методы стимулирования и мотивации (Ю.А. Бабанскому), метод эвристических вопросов.

Форма урока: объяснение нового материала с активным участием обучающихся, применением ЭОР.

Средства обучения: самостоятельная работа обучающихся с книгой, интернет – ресурсами, презентациями.

Приемы: игра (решение биологических задач, ребусов), «Настроение», «А знаете ли вы…»

Оснащенность урока: компьютер, телевизор, мультимедийный диск для 7 класса, презентация «Голосеменные растения своей местности», коллекция голосеменных, гербарные экземпляры – сосны, ели, лиственницы, таблицы, рисунки с изображением сосны, карта Кемеровской области.

Структура урока

  1. Оргмомент
  2. Целеполагание и мотивация
  3. Изучение нового учебного материала
  4. Закрепление и применение учебного материала
  5. Подведение итогов урока.

Основные положения урока.

  • Систематика отдела голосеменных.
  • Хвойные – один из классов голосеменных, наиболее сохранившаяся и самая многочисленная группа отдела.
  • Средообразующая роль хвойных на территории России.
  • Разнообразное значение хвойных в жизни человека
  • Необходимость рационального использования, охраны и возобновления хвойных, как основы лесных богатств нашей страны

Интеллектуальная минутка (см. Презентацию ). Третья группа обучающихся представляет свои творческие работы. Критерии оценок: интересно, занимательно, произвело впечатление. Что узнали нового? Пожелания.

Ученые всего мира отмечают глобальное ухудшение состояния лесов, особенно хвойных, которые, как выяснилось, обладают более высокой чувствительностью к загрязнителям, чем человек. Только в Центральной Европе повреждено свыше 12 млн. гектаров лесов. В некоторых странах их площадь превысила 50 процентов.
Велика и роль лесов Кузбасса в регулировании и сохранении экологического баланса окружающей среды, здоровья населения крупнейшего промышленного региона Сибири.
В области почти не осталось не затронутых хозяйственной деятельностью лесов. Все они по несколько раз пройдены рубками, в том числе условно-сплошными, расстроены, особенно вокруг промышленных центров, вдоль рек, дорог. Но повреждения лесов, достигшие критической отметки, единичны, носят пока локальный характер вокруг крупных промышленных предприятий. Характерные признаки воздействия вредных атмосферных загрязнителей на хвойные леса в массовом масштабе (некрозы, хлорозы, продолжительности жизни хвои, ее масса и обводненность) пока не проявились.

Чтобы лес всегда был и сохранял экологический баланса окружающей среды, здоровья населения крупнейшего промышленного региона Кузбасса, необходимо знать какую пользу приносит каждое дерево в природе и в жизни человека.

Территория Кемеровской области обладает значительным потенциалом лесных ресурсов. Общая площадь лесного фонда – 64,3% общей площади земель области. Леса нашей области, которые еще называют тайгой, занимают 53% всей территории, то есть более половины всей поверхности.

– Какие деревья растут в тайге? (Хвойные.)
– Какие деревья так называют?

Тайга делиться на 2 вида – равнинная (на юге Западно-Сибирской равнины; черневая (горная) – Кузнецкий Алатау, Салаирский кряж, Горная Шория.) Распределяется лесной фонд по территории области неравномерно. Новокузнецкий (72,6%), Тисульский (73,4%), Междуреченский (81,7%) до 96,2% в Таштагольском районе. Низкой лесистостью (до 20%) характеризуются Ленинск-Кузнецкий (10,2%), Промышленновский (15,2%) районы. Леса Кузбасса относятся к Алтае-Саянскому горно-таежному лесному району. Основными лесообразующими хвойными породами лесов области являются пихта, сосна, ель, кедр. Хвойные насаждения занимают 31,6% лесопокрытых земель, в том числе пихтовые – 18,5%, сосновые – 5,7%, еловые – 4,1%, кедровые – 3,0%, лиственничные – 0,3%.

Видеофрагмент мультимедиа (электронное мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина).

Более половины территории нашего края покрыто тайгой, причём в горах тайга имеет название «черневая», а на крайнем севере области произрастает равнинная тайга. В Кузнецкой котловине и на северо-востоке области встречается степная и лесостепная растительность. Высоко в горах можно увидеть горную тундру, которая очень похожа на тундру северных районов России, и высокогорные альпийские луга с яркими травянистыми растениями. Растительный мир Кемеровской области очень разнообразен. Леса и кустарники занимают почти 65 % территории области. Общий запас лесов в нашей области – около полумиллиарда кубических метров, их средний возраст 70 лет. На территории Кузбасса ярко выделяются четыре зоны лесных экосистем: Кузнецко-Алатауская горно-таежная зона, Шорская горно-таежная зона, Салаирская таежно-лесная зона, Томско-Кийская таежно-лесостепная зона. Лес является одним из самых значимых, единственным возобновляемым видом природных ресурсов. Леса, выполняют водоохранную, общезащитную, оздоровительную и заповедную функции.

Наиболее ценные для человека растения горной тайги:

Наиболее распространенными на территории Кемеровской области являются темнохвойные лесные фитоценозы, занимающие более 60% всей лесопокрытой площади при общей лесистости области 58%. Это связано, прежде всего, с экологическим оптимумом темнохвойных пород на территории Западной Сибири. Темнохвойные древостой на ее территории представлены тремя видами древесных пород – пихтой сибирской (Abies Sibirica), кедром сибирским (Pinus Sibirica), и елью сибирской (Picea Obovata). В Кемеровской области пихта, по различным источникам информации, занимает около 46,4% всей лесопокрытой площади области (81,6% земель, занятых хвойными породами), доля кедра составляет не более 6% и ели – 2% (Сводный проект, 1998).

Наиболее распространенный представитель тайги – ПИХТА – долгожитель местной флоры. Поэтому доминирующую роль в возобновлении изучавшихся темнохвойных насаждений играет пихта сибирская (80-98%), с незначительной примесью кедра сибирского и ели сибирской. Главная лесообразующая порода области – пихта сибирская – большинством исследователей отнесена к слабоустойчивой к атмосферным загрязнителям.

Ученики заполняют таблицу «Практическое значение хвойных в природе и для человека», задают вопросы выступающим, оценивают их деятельность. Критерии оценок: интересно, доступно, произвело впечатление.

Пихта сибирская красивое вечнозеленое дерево высотой до 40 метров и толщиной ствола до 80 см. Хвоя мягкая темно-зеленая. Длинные шишки торчат кверху на концах ветвей. Этим пихту легко отличить от ели, у которой хвоя колючая и шишки висят вниз. Пихта дает очень хорошую древесину, которая идет на изготовление бумаги, строительство. Из нее получают камфару, пихтовое масло и пихтовый бальзам (из живицы), используемые в медицине.

Вторая группа «А знаете ли вы, что из семян пихты изготавливают высококачественные лаки?»

Сосна – встречается в лесостепных территориях Кузбасса. Сосняки небольшими группами выходят на берега Томи. Произрастает сосна и в предгорьях. Воздух в сосновых борах считается лечебным, восстанавливающим силы. Особенно много сосняков вокруг городов Кузбасса. Около семидесяти отраслей промышленности потребляют смолу сосны. В коре есть дубильные и клеящие вещества, в камбии – ванилин, из семян получают ценное иммерсионное масло, а пыльцу используют как заменитель ликоподия в медицине.

Вторая группа. «А знаете ли вы, что одно сосновое дерево дает около десяти килограммов хвои, из которой можно получить годичную норму каротина и витамина С для одного человека?»

Кедровых лесов в Кемеровской области немного. Они составляют около четырех процентов от всей площади, покрытой лесами. Кедр – дерево первой величины, достигающее порой сорока метров высоты и двух метров в диаметре ствола. Семена кедра – кедровые орехи – основная ценность дерева. Сосна сибирская (кедр) – красавец и гордость сибирских лесов. Хвоя у него длинная, мягкая темно-зеленая, в пучке сидит не по две как у сосны, а по пять хвоинок. Древесина кедра плотная, мягкая, прямослойная хорошо обрабатывается, имеет красивую текстуру приятный розовый цвет, тонкий аромат и дезинфицирующие свойства. В ядре ореха содержится свыше 70 % жира, хорошо усваиваемого человеческим организмом, около 20 % белков, 12 % углеводов, 4 % клетчатки. Орех по калорийности превосходит мясо и яйца. Из ореха получают кедровое молоко, вкусные сливки и ореховый жмых, который широко используется в кондитерской промышленности. Из живицы кедра получают канифоли, глицериновые эфиры и кедровый бальзам, обладающий целебными свойствами. Кедр славится своими орешками. Орех содержит до 60% жиров, белки и комплекс витаминов, способствующих росту, улучшающих состав крови и состояние кожи. Кедровое масло употребляется в медицине, а так же для изготовления высококачественной олифы и красок. Даже скорлупу орехов и шишки используют для получения витаминов С и Е, скипидара и красок. Шишки кедра созревают за два года, особо крупные деревья дают до 50 кг ореха. Дарами кедра пользуются многие лесные жители: птицы, бурундуки и белки делают запасы ореха, медведи с помощью ореха нагуливают жир для зимнего сна. Самый удивительный распространитель семян кедра – кедровка. Она без устали заготавливает орехи: сядет на ветку, собьет шишку и выбирает из нее лучшие орехи, часть съедает, а остальные прячет кучками под мох, под пни по 5-6 штук. А зимой, когда снег укроет землю, кедровка не может их отыскать. Весной орехи прорастают и вскоре на этом месте появляются маленькие кедры, за одну осень кедровка может посеять более тысячи деревьев.

Вторая группа. «А знаете ли вы, что кедр живет до 400-500 лет и почти всю жизнь, начиная с 30–50 лет, он плодоносит. Средний возраст кедровых лесов Кузбасса 175 лет».

Вторая группа. «А знаете ли вы, что кедр применяют для изготовления карандашей, музыкальных инструментов. Самые лучшие пчелиные ульи делаются из кедра».

Вторая группа . «А знаете ли вы, что кедр – долговечное растение, способное прожить более 500 лет» .

Лиственница занимает всего 0,2 % площади лесов Кемеровской области. Самый большой массив лиственницы в Кузбассе находится в северо-восточных предгорьях Кузнецкого Алатау в Тисульском районе. Дерево еще имеет хвою, но не вечнозеленую, опадающую с наступлением холодов. Большим достоинством лиственницы является способность быстро расти и неприхотливость к составу почвы. Многие сотни и даже тысячи лет способна она великолепно сохраняться, приобретая со временем и большую прочность, и оригинальную окраску. Лиственницы достигают высоты 50 метров при толщине ствола до двух метров. Лиственничные леса дают рекордное для всех наших пород количество древесины с гектара: до 1500 и больше кубометров.

Вторая группа «А знаете ли вы, что достоинства лиственницы в долговечности и прочности древесины. Живет она около 400–500 лет. Ее древесина практически не знает пределов службы» .

Ель в нашей области распространена довольно широко. Ельники встречаются по склонам горных лощин, на верхних террасах рек. Еловая древесина идет на лучшие сорта бумаги, искусственные ткани, спирты, глицерин, пластмассы, на изготовление некоторых музыкальных инструментов.

Вторая группа. «А знаете ли вы, что ель считают вечнозеленой породой. Это так и не так. Хвоя у ели не «вечная», хвоинки через каждые семь–девять лет опадают – осенью ель сбрасывает не меньше седьмой части своей хвои. Продолжительность жизни ели в среднем 250–300 лет».

Подведение итога работы:

  1. Как в природе, так и в жизни человека хвойные по своему значению занимают второе место после цветковых, далеко превосходя все остальные группы растений. Трудно переоценить роль лесов в жизни человечества.
  2. Леса синтезируют органическое вещество, поглощают углекислый газ, выделяют в атмосферу кислород, выполняют климатообразующую, водоохранную, противоэрозионную функции, являются крупным источником сырьевых ресурсов и продуктов питания.
  3. Неоценима роль лесов как хранителей генофонда множества организмов, огромно их рекреационное и эстетическое значение. В условиях прогрессирующего загрязнения окружающей среды, когда проблема локального загрязнения атмосферы переросла в региональную, способность ассимиляционного потенциала лесов по нейтрализации вредных выбросов в результате хозяйственной деятельности становится важнейшим условием выживания человечества на Земле.

Закрепление игра «Поле чудес» или «Пять золотых червонцев»

Представьте себе, компьютер превратился в поле Чудес: здесь множество билетов с вопросами. Внутри билетов написано количество жетонов, которые вы получите за верный ответ (от 1 до 4). Вам на экране будут представлены билеты. Вы выбираете любой билет, я открываю его, и вы отвечаете на вопрос, который там записан (попытаться могут сразу 3 ученика). После ответа появляется на экране верный ответ и те, кто ответил правильно, получает то количество жетонов, которое проставлено в билете, если ответ наполовину верен – от 1 до 4 баллов. На пяти билетах прицеплены желтые кружочки с цифрой 10 посредине – это «золотые червонцы», то есть «счастливые билеты», за верный ответ ученик сразу же получает 5 и до конца урока превращается в помощника учителя (раздают жетоны), но вопросы на этих билетах самые сложные. Итак, начнем!»

Выставление оценок за урок

Класс 7

Урок №

Тема: Разнообразие хвойных. Роль голосеменных в экосистеме тайги.

Цель : Рассмотреть многообразие видов голосеменных, проследить их роль в биосфере и жизни человека.

Тип урока : комбинированный (урок изучения нового с элементами закрепления знаний)

Метод обучения – частично поисковый, проблемный и репродуктивный.

Форма организации урока : беседа, игра в ассоциации, игра – викторина, работа с текстом учебника.

Формы организации деятельности обучающихся : фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Технологии обучения : игровые элементы, элементы проблемного обучения, активные методы обучения.

Организационная структура урока:

    Организационный момент.

Взаимное приветствие обучающихся и учителя, фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку.

    Актуализация знаний.

Беседа.

Вопросы к обучающимся:

3. Назовите особенности строения хвойных.

4. Опишите процесс размножения сосны.

III.Сообщение темы и задач урока.

У: Так вот сосна и близкие ей растения ель, кедр имеют название «голосеменные». А почему они имеют такое название нам предстоит выяснить на сегодняшнем уроке. Тема урока: «Голосеменные растения». (запись темы урока в тетрадь). Кроме этого сегодня на уроке мы познакомимся

У: На уроке мы узнаем:

IV. Изучение нового материала.

У. С какими группами растений вы знакомились раньше?

Д.Мхи и папоротники.

У: Ель и сосна - наиболее широко известные представители хвойных голосеменных растений средней полосы.

У. Рассмотрите их внимательно.

Сейчас мы с вами проведём исследование и выясним, чем отличаются голосеменные растения от изученных нами ранее групп.

1. Какой стебель у сосны и ели: травянистый или деревянистый?

2. Есть корневая система у сосны и ели?

3. Есть у этих растений листья?

4. Во что видоизменились листья?

5. Есть у сосны и ели цветы?

6.Где образуются семена у этих растений?

У: Главное отличие этих растений от цветковых, то что у них нет цветков. Их семена развиваются не в плодах, а в шишках.

Шишки – видоизмененные побеги. Шишка состоит из центральной оси, на которой сидят кроющие чешуи.

этих растений семена не прикрыты стенками плода.Они расположены в шишках, на чешуях, то есть семена как бы голые.Отсюда и название отдела растений - голосеменные.

Рассказ учителя о представителях хвойных растений.

Ель. Стройные вечнозеленые теневыносливые деревья, высотой до 60 – 90 метров. Хвоинки ели короткие, расположены на побегах одиночно. Живут хвоинки до 8 лет. Ель требовательна к влажности и плодородию почвы, в частности, она нуждается в высоком содержании в почве органики. Ее корни располагаются в поверхностных слоях почвы, поэтому ели чаще выворачиваются с корнями во время бури. Отдельные представители ели живут до 500 – 600 лет.

Пихта сибирская. Достигает в высоту до 40 метров. Пихта поражает своей конусовидной кроной и темно – серым стволом. На ее ветвях расположены удлиненные, как свечки, женские шишки.

Лиственница. Отличается от многих хвойных тем, что ежегодно сбрасывает листья осенью. Этим и объясняется устойчивость лиственницы к загрязненной атмосферы больших городов.

Можжевельник. Низкорослые стелющиеся вечнозеленые кустарники или небольшие деревца. Ветви этих растений густо покрыты игольчатыми или чешуйчатыми темно зеленными листочками. Характерный признак можжевельника – сочные женские шишки, созревающие на протяжении 2 лет. Во время созревания такая шишка чернеет и внешне напоминает ягоду смородину. Поэтому такие шишки часто называют «шишкоягодами» (хотя с настоящими плодами они не имеют ничего общего).

А какой воздух в хвойных лесах? Он практически стерилен благодаря фитонцидам – особые летучие вещества убивающие болезнетворные микроорганизмы, способствуют обеззараживанию воздуха.

Работа с учебником «Разнообразие хвойных» страница 48.

Сколько классов включает отдел?

Перечислите семейства каждого класса.

Игра « Третий лишний ».

Ель, араукария , сосна (араукария – семейство Араукариевые, класс Хвойные)

Можжевельник, сосна , туя (сосна – семейство Сосновые, класс Хвойные)

Пихта, лиственница, саговник (саговник – класс Саговниковые)

Кипарис, секвойя, гинкго (гинкго – класс Гинкоговые)

Работа с учебником страница 49 «Значение хвойных лесов».

Выберите ключевые слова и словосочетания, касающиеся значения хвойных лесов.

Некоторые вещи, с которыми мы встречаемся каждый день, могут нам напомнить о голосеменных растениях (демонстрация пены для ванн, зубной пасты, туалетного мыла «Лестной бальзам»).

Физкультминутка.

IV. Закрепление знаний и способов действий.

Творческие задачи.

1. Сосну часто используют в посадках для закрепления песков, а ель для этого не годится. С чем это связано?

3. У сосен, растущих в лесу, теряются нижние ветки, а у ели они сохраняются до глубокой старости. С чем это связано?

4. Как то в Сибирь поздней осенью приехал ревизор. Увидел голую тайгу, спросил лесничего:

Какие деревья дают лучшую древесину для изготовления музыкальных инструментов. (ель, сибирская сосна)

Игра - викторина «Хвойные растения».

Я читаю описание хвойных растений, их применение, попробуйте выяснить какому растению соответствует данное описание.

1. Это растение растет на разнообразных почвах, но предпочитает пески. На укороченных побегах по две хвоинки. Шишки небольшого размера. Светолюбивые растения. Дает хорошую строевую и поделочную древесинуиз смолы получают скипидар, канифоль (сосна обыкновенная).

2. Крупное дерево до 50 метров с пирамидальной кроной. Укороченных побегов нет. Одиночные побеги обычно четырехгранные. Дерево теневыносливо. Дает ценную строевую древесину. (ель обыкновенная).

3. Светолюбивое дерево, образующие светлые леса. Древесина твердая, смолистая долговечная, используется в строительстве. На укороченных побегах – пучки мягкой хвои, ежегодно на зиму сбрасываемой. (лиственница сибирская).

V. Подведение итогов.

Сегодня на уроке вы вспомнили то, что было вам известно и узнали много нового, мы систематизировали эти знания. Теперь вы сможете рассказать своим товарищам, родителям об этих удивительных растениях и о том, что их жизнь во многом зависит от нас.

VI. Домашнее задание.

Параграф 18, стр. 48 – 49, подготовте реферат 2-3 листа «Голосемянные»

Голосеменные за-нимают огромные территории и играют важную роль в фор-мировании растительного покрова. Хвойные породы дере-вьев образуют большинство лесов Северного полушария. Как и все зеленые растения, голосеменные усваивают углекислый газ из воздуха, образуют органические вещества и выделяют кислород.

Кроме того, хвойные породы выделяют в атмосферу осо-бые летучие вещества, убивающие бактерии , и таким обра-зом очищают воздух. Эти вещества носят название фитон-циды (от гр. фитон — растение и цаедо — убиваю).

Многие хвойные неприхотливы, поэтому произрастают в таких условиях обитания, где другие виды древесных рас-тений жить не могут (болота, пески, склоны гор). Это обо-гащает зеленый покров нашей планеты и предохраняет по-верхность Земли от разрушения водой и ветром. Сосны играют важную роль в борьбе с разрушением почвы. Посе-лившись на сыпучих песках, они укрепляют их своими корнями .

Хвойные леса так же, как и лиственные, задерживают таяние снега, обогащая почву водой. Кроме того, тенистые еловые леса удерживают влагу в почве и регулируют вод-ный баланс на обширных территориях.

Произрастая в условиях невысоких температур и за-нимая бедные почвы, хвойные леса образуют тайгу, кото-рая препятствует проникновению холодного арктического воздуха в южные районы. Таким образом, хвойные леса смягчают климат средней полосы.

В результате подсочки сосны обыкновенной (поранение ствола специальными ножами) получают живицу (смо-лу). Она используется при изготовлении лаков, скипида-ра, канифоли и другой продукции. Хвоя сосны, ели, пих-ты используется для приготовления зубной насты, туалет-ного мыла, одеколонов, в качестве добавок в корм скоту. Хвоя богата витамином С, поэтому применяется для ле-чения некоторых заболеваний. В Сибири и на Дальнем Востоке, где произрастают кедровые сосны, их семена кедровые орехи используют для полу-чения масла, кедрового молока.

Хвойные растения — ель, листвен-ницу, можжевельник, тисс, тую широ-ко используют в озеленении городов и поселков. Многие хвойные растения об-ладают высокими декоративными свой-ствами. Они легко подвергаются стриж-ке и из них можно формировать различ-ные декоративные формы (рис. 95).

Некоторые хвойные растения (ель, сосна, тисс, туя) используются для соз-дания живых изгородей и защитных ле-сополос.

На этой странице материал по темам:

Красноармейская общеобразовательная школа I - III ступеней

Конспект урока

по биологии в 6 классе

на тему: «Разнообразие голосеменных растений, их значение в природе и жизни человека».

Подготовила: Холодная Г.В.

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения голосеменных растений.Рассмотреть многообразие видов голосеменных, проследить их роль в биосфере и жизни человека.

Задачи :

Образовательные: Получить представление о многообразии голосеменных растений, изучить их роль в природе, узнать о практическом значении для человека голосеменных растений. Обобщить знания по изученной теме, уделив внимание приспособленности растений.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе, ко всему живому.

Развивающие: Способствовать развитию интереса к биологии. Развивать внимание, все виды памяти, речь, логическое мышление. Продолжить формирование умений работать с учебником, с дополнительной литературой, выделять главное, решать творческие задачи.

Оборудование: гербарный материал, шишки ели, сосны, компьютер, мультимедиа, экран,

Ход урока

    Организационный момент.

Подготовка учащихся к уроку.

    Актуализация знаний

Работа у доски

(К доске вызывают 3 учеников. Каждому дают по карточке с вопросами. На выполнение задания отводится около 5 мин.)

Карточка 1

1. Запишите основные черты, характерные для водорослей.

2. Приведите примеры различных водорослей.

Карточка 2

1. Запишите основные черты, характерные для мохообразных.

2. Приведите примеры различных мохообразных.

Карточка 3

1. Запишите основные черты, характерные для папоротникообразных.

2. Приведите примеры различных папоротникообразных.

(По истечении времени учащиеся устно отвечают на поставленные вопросы. Класс сравнивает и анализирует их ответы, исправляет ошибки и неточности.)

Дополнительные вопросы классу

    В чем состоит принципиальное отличие водорослей от мохообразных?

    В чем отличие мохообразных от папоротникообразных?

    В чем проявляется усложнение строения этих групп растений?

    Какие общие черты можно выявить у этих групп организмов?

    Какие органы появляются у папоротникообразных?

    Как называется сложный лист папоротника?

7 С помощью чего размножаются папоротники?

8 Какое главное условие для размножения споровых растений?

    Изучение нового материала

Сегодня мы приступаем к изучению новой группы растений - отдела голосеменные. Принципиальное отличие растений этой группы от растений, изученных нами ранее, состоит в способе размножения.

    Вспомните, посредством чего размножались растения, с которыми мы уже познакомились. (Эти растения размножались посредством спор.)

Способ размножения представителей отдела голосеменные принципиально иной.

    Как вы думаете, посредством чего размножаются эти растения? (Ответы учащихся.)

Они размножаются с помощью семян. Возникновение семян - очень важный этап в эволюции растений.

Тем не менее наличие семян является большим эволюционным шагом, дающим этим растениям огромное преимущество перед споровыми.

    Как вы считаете, в чем это проявляется? (Ответы учащихся.)

В отличие от спор в семенах имеется запас питательных веществ, необходимых зародышу в первое время его развития, пока у молодого растения не сформируется корневая система. Кроме того, внутри семени зародыш будущего растения надежно защищен от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Все это значительно увеличивает шансы молодого растения на выживание.

    Что представляется вам, когда речь заходит о хвойных растениях? (Ель и сосна.)

Ель и сосна - наиболее широко известные представители хвойных голосеменных растений средней полосы.

Как мы уже говорили, голосеменные растения (например, сосна и ель) размножаются семенами.

    Где образуются семена у этих растений? (В шишках.)

    Использование древесины в строительстве.

    Использование древесины некоторых пород голосеменных в качестве поделочного материала.

    Получение бумаги (древесина ели).

    Производство искусственных тканей (искусственный шелк из древесины сосны).

    Сырье для промышленности (получение спиртов, пластмасс, лаков).

    Получение пищевого масла из семян кедровой сосны и использование ее семян в пищу.

    Получение витаминов (витамин С, каротин).

    Изготовление мебели, музыкальных инструментов и др.

    Получение смолы и ее производных: скипидара, канифоли.

    Высадка защитных лесополос по периметру полей, задерживающих таяние снегов (повышение влажности почвы) и препятствующих сильным ветрам (которые могут повредить посевы).

    Озеленение дворов и улиц.

    Декоративное значение.

В России около 1 млрд га занято лесами. 80% этих лесов являются хвойными. (Около 25% - сосняки, 17% - ельники.)

Как бы широко не применялись эти растения человеком. Необходимо думать об их охране. Хвойные повсеместно вырубаются. Беднеет тайга. Вместе с этим кислорода и воды становится всё меньше. Хвойные малоустойчивы к загрязнению воздуха. Поэтому наша промышленность их губит.

Говорим при всем народе:

Чтоб продлить природы век,

Должен помогать природе

Друг природы - человек.

Чтобы мирно мчались годы,

Расцветал за веком век,

Другом быть для всей природы

Должен каждый человек!

Ель

Ель у многих европейских народов почиталась священным деревом. Еще у древнегерманских племен был обычай: накануне воинского похода вожди приходили в еловые леса, останавливались перед деревьями и произносили таинственные заклинания. А на лапах вечнозеленого дерева развешивали разнообразные дары и украшения, чтобы задобрить лесного духа. Люди считали, что именно в кроне пушистой красавицы обитает дух. С тех пор обряд почитания ели перешел в Г одландию и Англию, а у нас в России qh появился благодаря Петру первому, которому очень понравились разукрашенные лесные красавицы.

Сосна

В Калининградской области (район Куршской косы) есть необычное место, которое месные жители называют "Танцующий" лес. Это лесопосадка 80-х годов, где на одном квадратном километре растут удивительные деревья - их стволы изогнуты, скручены или извиваются петлями. Причина этого явления неизвестна, но есть еще похожие места на нашей планете Другой аналог - парк «Танцующие берёзы» - расположен на берегу озера Боровое в Казахстане.

По древнему ненецкому поверью сосны с определенным (шарообразным) расположением веток нельзя бить палкой - считается, что там обитает дух ветра, который может унести того, кто рискнет его побеспокоить в "никуда".

Кедр

Далеко не всем известно, что сибирский кедр, или правильнее, кедровая сосна, достигает в высоту 35-40 метров, а толщина ствола этого дерева доходит до двух метров. Хорошо развитые кедры дают до пятидесяти и более килограммов чистых орехов в год, в которых содержится много жира.

В кедровой посуде долго не скисает молоко. В шкафу из кедровых досок не заводится моль. Комары и клещи пуще огня боятся эфира, выделяемого этим деревом. Из кедровых орехов сибиряки умеют делать растительные сливки, которые почти в три раза питательнее коровьих, так как кедровый орех содержит 79 процентов жира. Кедровыми орехами, при их употреблении, предупреждается туберкулез.

Из кедра построили храм Аполлона, и когда археологи его выкопали - оказалось, что древесина в полном порядке.В гробнице Тутанхамона нашли кучу изделий из кедра

Можжевельник

Наши предки для изгнания из жилья дурного запаха сухими плодами можжевельника окуривали избы. Если в семье был больной, полы протирали хвоей можжевельника, а во времена Дмитрия Донского в баню было принято ходить не только с березовыми, но и с можжевеловыми вениками, в которые вплетали еще и сухие ветви крапивы. В Крыму, чтобы сохранить вещи от моли, в сундуки с шерстяной и меховой одеждой клали куски ароматной можжевеловой древесины. Знали наши предки и о том, что можжевельником можно обеззараживать посуду.

Секвойя

Секвойя - вечнозеленое хвойное дерево из Калифорнии - считается одним из самых крупных деревьев мира. Оно может достигать в высоту 120 м. Одна гигантская секвойя, которую американцы прозвали «Генерал Шерман», выросла до 89 м в высоту, а окружность ее ствола в полутора метрах от земли составляет 24 м. Секвойя - долгожитель. Она живет более 3000 лет.

Еще интереснее факт о продолжительности жизни дерева. В Родвуодском заповеднике сохранилась секвойя, которую индейцы использовали как вышку для наблюдения и разведения сигнальных костров. Возраст ее - 5000 лет и, не смотря на такой внушительный возраст, она продолжает расти!

Лиственница

Немцы считали лиственницу священным деревом (светлым деревом). Дерево украшали шкурами зверей, рогами оленей, лоскутами ткани.

На Алтае существует поверье, что тем, кто впервые едет через гору или отправился со сватовским визитом, полагается повязать белые ленты на березу или молодую лиственницу, для удачного исхода поездки.

    Закрепление знаний и умений

Ответьте на вопросы:

В чем состоит принципиальное отличие голосеменных растений от

споровых?

Каково строение женской и мужской пташек сосны?

В чем отличие в строении этих шишек?

Какие особенности строения возникли у пылинок сосны, которые

способствуют их переносу ветром?

Как происходит опыление и оплодотворение у голосеменных растений (на примере сосны)?

Какими способами распространяются семена сосны?

В чем состоит эволюционное преимущество семенных растений перед споровыми?

IV Подведение итогов урока

Домашнее задание

Творческое задание.

Узнать, какие животные питаются семенами голосеменных растений. Подготовить доклад об интересных представителях голосеменных растений.

© 2020 Советы по строительству коттеджей