Создание нового юр лица. Способы создания юридических лиц
Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Создание нового юр лица. Способы создания юридических лиц

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Особенности классификации споров в сфере регистрации юридических лиц. Проблемные моменты в порядке государственной регистрации юридических лиц при их создании в РФ. Совершенствование правового регулирования государственной регистрации юридических лиц.

    реферат , добавлен 03.07.2011

    Характеристика юридических лиц по гражданскому законодательству России. Создание юридических лиц: проблемы правового регулирования и правоприменительной деятельности. Способы создания юридических лиц. Правовое регулирование государственной регистрации.

    дипломная работа , добавлен 23.09.2010

    Понятие и признаки коммерческих юридических лиц, их общая характеристика, основные виды и формы. Способы и порядок образования коммерческих юридических лиц, порядок и этапы, нормативно-правовое обоснование процесса их государственной регистрации.

    курсовая работа , добавлен 22.05.2014

    История развития законодательства о юридических лицах. Особенности создания юридических лиц в России, в странах континентальной и англосаксонской систем права. Понятие, признаки и классификация юридических лиц различных организационно-правовых форм.

    курсовая работа , добавлен 31.03.2014

    Сущность, правовое положение, классификация, признаки, структура юридического лица. Правовое регулирование создания и прекращения деятельности юридических лиц. Особенности их государственной регистрации. Основные виды реорганизации и процедура ликвидации.

    курсовая работа , добавлен 16.03.2016

    Правовые основы деятельности юридических лиц: понятие, виды, правоспособность, дееспособность и органы, местонахождение представительства. Процесс создания юридических лиц различных организационно-правовых форм, порядок их реорганизации и ликвидации.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2010

    Классификация юридических лиц. Формы организации предпринимательской деятельности. Порядок регистрациии, фирменное наименование, правовое положение участников, право собственности юридических лиц, учредительные документы, а также их органы управления.

    контрольная работа , добавлен 13.11.2009

    Создание нового предприятия. Нормативная база, регулирующая порядок создания и государственной регистрации юридических лиц. Создание коммерческих организаций. Процедура государственной регистрации. Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

    Процесс образования юридического лица включает действия лиц, инициирующих его создание, и уполномоченных государственных органов, придающих этой инициативе юридическую силу. В зависимости от степени участия в процессе создания юридического лица выделяются несколько способов образования юридических лиц.

    1. При явочном порядке для того, чтобы организация считалась созданной, необходимо лишь волеизъявление учредителей. Вмешательства государственных или иных органов в данном случае не требуется. Такой порядок используется за рубежом при создании юридических лиц отдельных видов.

    2. Распорядительный порядок предполагает, что для создания юридического лица достаточно распорядительного акта учредителя, государственной регистрации юридического лица не требуется. Этот порядок преобладал в СССР, когда юридические лица создавались по распоряжениям уполномоченных государственных органов.

    3. Используемый в настоящее время в Российской Федерации нормативно-явочный порядок заключается в том, что для образования юридического лица учредители подписывают и представляют в регистрирующий орган пакет документов, предусмотренный законом. Этот орган производит государственную регистрацию юридического лица при отсутствии оснований для отказа в такой регистрации. Согласия какого-либо государственного органа, в том числе регистрирующего, на создание юридического лица не требуется. Перечень оснований для отказа в регистрации строго ограничен законом.

    Юридическое лицо в Российской Федерации считается созданным с момента его государственной регистрации - внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 2 ст. 51 ГК).

    В порядке исключения из общего порядка при создании некоторых видов организаций законом может быть установлена необходимость соблюдения разрешительного порядка. Для образования юридического лица в таких случаях учредителям необходимо до государственной регистрации юридического лица получить разрешение от органа, уполномоченного на это соответствующим нормативным актом. Например, для банков такой порядок установлен, прежде всего, для защиты прав широкого круга лиц - будущих клиентов банка.

    В качестве учредителей юридического лица могут выступать их первоначальные участники (члены) (в хозяйственных обществах и товариществах, кооперативах) либо собственник их имущества или уполномоченный им орган (при создании унитарных предприятий и учреждений.

    Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК). Данная регистрация проводится органами Федеральной налоговой службы (ФНС РФ) в едином государственном реестре юридических лиц в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

    Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Перечень документов, необходимых для предоставления, четко определен в законе. Там же указано, в каких случаях необходимо нотариальное удостоверение предоставляемых документов.

    Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

    Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Именно с этого момента юридическое лицо становится правоспособным, то есть может самостоятельно приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает или направляет заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр.

    Отказ в государственной регистрации допускается в случае:

    ñ непредставления определенных законом необходимых для государственной регистрации документов;

    ñ представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

    ñ если юридическое лицо находится в процессе ликвидации, то с этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

    Создание юридического лица представляет собой процесс совершения юридически значимых действий и принятия соответствующих актов, направленных на придание лицу юридического статуса.

    Теория предпринимательского права выделяет несколько способов создания субъектов предпринимательского права: См. Предпринимательское право: Учебное пособие./ И.А. Смагина - 3-е изд., испр. и доп. М.: Омега-Л. 2009.

    1. Учредительно-распорядительный способ предусматривает, что основанием для учреждения юридического лица является распоряжение соответствующего государственного или муниципального органа (решения Правительства РФ, органов субъектов РФ и местного самоуправления). Данный способ применяется при создании государственных и муниципальных унитарных предприятий. Функции собственника по созданию таких предприятий возложены на соответствующие федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы субъектов РФ и соответствующие органы местного самоуправления.

    2. Учредительный способ применяется при создании коммерческих организаций с одним участником (например, хозяйственных обществ), а также при легитимации индивидуальной предпринимательской деятельности.

    3. Договорно-учредительный способ используется при создании коммерческих организаций с числом учредителей более одного (хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ, производственного кооператива).

    4. Дозволительно-учредительный способ предусматривает необходимость получения разрешения государственного органа на создание коммерческой организации.

    В Российской Федерации применяются все четыре способа создания субъектов предпринимательского права. См.: Предпринимательское право России: конспект лекций.- 2-е изд. перераб. и дополн. - М.: Эксмо, 2009. - 128 с. Гражданский кодекс закрепляет, что предпринимательская деятельность осуществляется лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке. Таким образом, субъекты предпринимательской деятельности подлежат обязательной государственной регистрации, которая проводится по правилам, закрепленным в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ « О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Российской Федерации». Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 19.05.2010) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (принят ГД ФС РФ 13.07.2001)// СЗ РФ 2001. N 33. Ст. 3431; 2003. N 26. Ст. 2565; 2009. N 1. Ст. 20.

    > Этапы создания юридических лиц

    В процессе создания коммерческой организации выделяют несколько этапов. См.: Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник./под ред. доц. Е.П. Губина, доц. П.Г. Лахно, 2-е изд., испр. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2007.

    Первый этап - определение состава учредителей, проведение общего собрания учредителей. Законодательство устанавливает различные требования к количеству и статусу учредителей. Так, в хозяйственном обществе может быть как один, так и несколько учредителей (п. 1 ст. 66 ГК РФ), в хозяйственных товариществах - минимум два (ст. 81 ГК РФ), а в производственных кооперативах - минимум пять учредителей (ст. 4 Федерального закона "О производственных кооперативах). Вместе с тем следует учесть, что учредителем хозяйственного общества не может быть другое хозяйственное общество, состоящее их одного лица. Полными товарищами в товариществах могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере - граждане и юридические лица (ст. 66 ГК РФ). В соответствии со ст. 7 Федерального закона "Об акционерных обществах" Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об акционерных обществах" (принят ГД ФС РФ 24.11.1995)// СЗ РФ 1996. N 1. Ст. 1; 2001. N 33. Ст. 3423; 2003. N 9. Ст. 805; 2006. N 31. Ст. 3445. число акционеров ЗАО не должно превышать 50, а число акционеров ОАО не ограничено. Законодательство устанавливает также ограничения на участие отдельных категорий граждан в хозяйственных товариществах и обществах (например, для государственных и муниципальных служащих).

    Второй этап - выбор организационно-правовой формы. Учредители могут самостоятельно выбрать любую организационно-правовую форму осуществления предпринимательской деятельности, за исключением ограничений, установленных законодательством. Например, кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество, а аудиторские фирмы могут иметь любую организационно-правовую форму, кроме ОАО.

    Как правило, выбор организационно-правовой формы коммерческой организации осуществляется в зависимости от следующих факторов: См. Предпринимательское право: Учебное пособие./ И.А. Смагина - 3-е изд., испр. и доп. М.: Омега-Л. 2009.

    Предприятие может быть создано путем учреждения нового или реорганизации существующего юридического лица (путем слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования).

    Перед тем, как предпринимать конкретные шаги по созданию нового предприятия, оно должно быть уже создано мысленно, то есть, спрогнозировано и спланировано.

    Создание любого предприятия начинается с определения своей хозяйственной ниши в экономическом пространстве, изучения состояния рынка, предложения и спроса на реализуемые товары и услуги в интересующей его отрасли и регионе, определяются общие условия инвестирования средств, изучения уровня развития науки и техники в соответствующей отрасли производства (следует предусмотреть возможные препятствия и ограничения, изучить возможности получения льгот - заемных, налоговых и др.)

    Определяющим является спрос на продукцию: если продукция предприятия не будет пользоваться спросом, ему грозит разорение. Такая продукция остается нереализованной, а затраты на ее изготовление неоплаченными.

    По мнению профессора Школы бизнеса Нью-йоркского университета, одного из самых читаемых авторов в США и в мире, Питера Друкера, создание нового предприятия требует:

      концентрации внимания на рынке;

      финансового предвидения, особенно в планировании и регулировании наличных денег;

      создания высшего управленческого звена задолго до того, как новое предприятие почувствует в этом реальную потребность, и задолго до появления у него реальной возможности позволить себе иметь это подразделение;

      умения определять участки наиболее эффективного применения своих сил и способностей;

    Перед началом собственного дела следует выполнить так называемую маркетинговую разведку, т.е. найти свою рыночную нишу. При этом надо обратить внимание на ряд условий:

      политические факторы – стабильность политической системы, защита собственности, инвестиций;

      социально-экономические – состояние покупательной способности отдельных слоев общества, на удовлетворение нужд которых будет работать создаваемое предприятие, возможная конкуренция, движение инфляционных процессов, состояние финансово-кредитной системы;

      правовые – наличие и состояние законодательной базы предпринимательства;

    Далее возникает вопрос об учредителях. При подборе учредителей следует учитывать: платежеспособность, деловую порядочность, полное взаимное доверие. Практика показывает, что нередко учредители, начав свой бизнес и столкнувшись с определенными трудностями, расходятся, а иногда и становятся врагами. Поэтому подбирать учредителей следует тщательно и неторопливо.

    Не менее важным этапом при создании предприятия является выбор организационно-правовой формы создаваемого предприятия.

    В соответствии с ГК РФ, предприятие на территории РФ может быть создано в одной из следующих организационно-правовых форм:

      полное товарищество

      товарищество на вере

      общество с ограниченной ответственностью

      общество с дополнительной ответственностью

      акционерное общество: открытое или закрытое

      дочерние предприятия

      зависимые предприятия

      производственные кооперативы

      государственные и муниципальные унитарные предприятия

      потребительские кооперативы

      общественные и религиозные организации

      учреждения

      ассоциации и союзы

    Факторы, определяющими выбор организационно-правовой формы являются следующие:

      участие в образовании имущества юридического лица и обязательственное либо право собственности или другое вещное право по отношению к этому имуществу;

      объем правоспособности (общей или специальной);

      вид деятельности;

      необходимость лицензирования и территория деятельности;

      место государственной регистрации;

      количество участников;

      предполагаемые органы управления;

      наличие предполагаемых филиалов и представительств;

      система налогообложения, желательная участникам, а также система бухгалтерского учета и отчетности;

    Создание предприятия основывается на определённых законодательно регулируемых принципах и проходит несколько этапов:

      возникновение идеи о создании нового предприятия (организации), необходимого для производства конкретных видов продукции, товаров (работ, услуг);

      изучение и определение возможностей использования новых технологий, средств и предметов труда;

      изучение рынка, на удовлетворение потребностей которого должно работать предприятие;

      подбор поставщиков необходимых факторов производства (сырья, материалов, комплектующих изделий, оборудования, энергетических ресурсов, информации и т.д.);

      подбор соучредителей предприятия;

      определение финансовых источников, необходимых для формирования уставного капитала (уставного фонда);

      разработка учредительных документов и бизнес-плана;

      проведение организационных мероприятий по созданию предприятия (организации) в зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности;

      осуществление государственной регистрации предприятия, получение необходимых счетов в банке;

      изготовление печатей, штампов;

      постановка на учёт в органе государственной налоговой службы, территориальном органе пенсионного фонда и др;

    Порядок создания юридических лиц регулируется специальными законами и подзаконными актами.

    На практике существует три порядка образования юридических лиц: распорядительный, разрешительный и нормативно-явочный.

    Распорядительный порядок означает, что юридическое лицо создаётся по распоряжению собственника либо уполномоченного им органа и специальной государственной регистрации не требуется. Например, приказом министерства создаётся предприятие, постановлением правительства – концерн и т.д.

    В странах с рыночной экономикой такой порядок заменяет явочный порядок образования юридических лиц. Для этого способа образования юридических лиц также характерно отсутствие специальной государственной регистрации последних. Предприятия (организации) создаются в силу самого факта волеизъявления учредителей, выражения ими намерения действовать в качестве юридического лица. Так, некоторое время в России в явочном порядке создавались профессиональные союзы, их объединения и отделения. За рубежом явочный порядок применяется, например, при создании ассоциаций во Франции и некоммерческих учреждений в Швейцарии. Однако в настоящее время в статье 51 Гражданского Кодекса не предусматривается исключений о необходимости государственной регистрации юридических лиц, поэтому можно предположить, что этот способ образования юридических лиц сегодня в России не применяется.

    Разрешительный порядок, который, в свою очередь, предполагает, что создание предприятия (организации) разрешено тем или иным компетентным органом. Например, в таком порядке в СССР создавалось большинство общественных и кооперативных организаций. При этом в разрешении на создание юридического лица могло быть отказано по мотивам нецелесообразности. Современное действующее законодательство не допускает отказа в регистрации по мотивам нецелесообразности, но в принципе сохраняет разрешительный порядок создания некоторых видов юридических лиц. Для создания объединений коммерческих организаций (союзов или ассоциаций) необходимо предварительное согласие федерального антимонопольного органа. В России, как и в большинстве европейских стран, разрешительный порядок предусмотрен также для образования страховых обществ и банков.

    Явочно-нормативный порядок состоит в том, что юридическое лицо создаётся по инициативе граждан и (или) юридических лиц после получения на это согласия (разрешения) соответствующего государственного либо иного органа (например, создание дочерних предприятий и т.д.) Этим нормативно-явочный порядок отличается от разрешительного. Такой способ образования юридических лиц наиболее распространен в России, и за рубежом.

    Создать юридическое лицо может одно лицо или несколько лиц, которые именуются учредителями. Организации некоторых видов могут создаваться или только одним (унитарные предприятия), или только несколькими (хозяйственные товарищества, кооперативы) учредителями.

    Учредителей организации необходимо отличать от её участников. Состав учредителей определяется на момент создания предприятия. В тоже время учредители являются одновременно и участниками. Однако впоследствии состав участников может измениться. Некоторые учредители могут выйти из организации и, следовательно, перестать быть её участниками, а на их место могут прийти новые лица, которые, не будучи учредителями, так как они не создавали юридическое лицо, становятся участниками. Таким образом, первоначальный состав участников может полностью измениться, и среди них уже не будет тех, кто непосредственно создавал юридическое лицо. При этом важно отметить, что изменение состава участников ни в коей мере не влияет на личность самой организации: она остаётся неизменной, какие бы перемены в составе участников не происходили.

    В качестве учредителей и участников юридического лица могут выступать любые субъекты гражданского права, обладающие необходимым объёмом право- и дееспособности: физические и юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Однако для некоторых видов юридических лиц состав участников ограничен законом (например, участниками полного товарищества могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации, учредителем унитарного предприятия – только государственное муниципальное образование).

    Разработка учредительных документов является определяющим этапом в процессе создания предприятия. Законодательством установлены два основных учредительных документа, которые необходимо иметь предприятиям в зависимости от организационно-правовой формы: учредительный договор и устав.

    Учредительный договор – свод правил, регулирующий взаимоотношения членов предприятия в определённой сфере хозяйственной деятельности. Он регламентирует, прежде всего, условия создания предприятия коллективом граждан.

    Возникновение юридических лиц происходит тремя способами: распорядительным, нормативно-явочным и разрешительным.

    При распорядительном порядке юридическое лицо образуется по прямому распоряжению государственного органа или органа местного самоуправления (так создаются государственные или муниципальные унитарные предприятия).

    При нормативно-явочном способе создания юридического лица согласие третьих лиц на его образование не требуется. Граждане или организации образуют юридическое лицо, а компетентный орган вправе лишь проверить, соответствуют ли закону учредительные документы появившейся организации. Отказ в регистрации юридического лица может быть обжалован в суде.

    При разрешительном порядке инициатива создания нового юридического лица принадлежит учредителям, а государство дает согласие на его образование (образование объединений коммерческих организаций - союзов и ассоциаций).

    Учредительные документы юридического лица

    Правовой основой деятельности любого юридического лица наряду с законодательством являются его учредительные документы. К ним относят устав и учредительный договор. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

    В тексте учредительных документов должны содержаться: -

    наименование юридического лица, содержащее указание на его организационно-правовую форму (наименования унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях других коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица); -

    место нахождения юридического лица, которое определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное; -

    предмет и цели деятельности юридического лица (для некоммерческих и унитарных предприятий); -

    порядок управления деятельностью юридического лица; -

    другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

    Учредительный договор заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).

    Юридическое лицо, созданное в соответствии с ГК РФ одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.

    В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются условия и порядок распределения между участниками прибыли, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.

    Устав - правовой акт, определяющий порядок образования, компетенцию, структуру, функции, задачи, права юридического лица. Устав регулирует деятельность юридического лица независимо от формы собственности и сферы его деятельности.

    Еще по теме Способы создания юридических лиц:

    1. 21. Способы создания и общий порядок регистрации юридических лиц.
    2. § 3. Создание (учреждение) юридических лиц. Учредительные документы юридического лица.
    3. ЮРЬЕВ М. Е.. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЗДАНИЯ Й ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ПО ПРАВУ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА / Диссертация / Москва, 2007
    4. 2. Ограничение правомочия на создание юридических лиц и членство в некоммерческих организациях, участие во внутренних делах других организаций
    5. Параграф 1.2 Понятие и вилы правоспособности юридических лиц. Способы ограничения правоспособности организации.
© 2020 Советы по строительству коттеджей