Образование юридического лица гражданское право. Образование юридического лица
Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Образование юридического лица гражданское право. Образование юридического лица

Юридическое лицо - это специфическая организация, отвечающая определенным требованиям, прописанным в законодательстве (наличие обособленного имущества, организационное единство, имущественная ответственность и так далее). Оно является полноценным субъектом права.

Порядок создания юридического лица

Мы будем говорить непосредственно о коммерческих организациях. лица происходит в том порядке, который прописан в законодательстве. Нюансов много. Именно поэтому многие предприниматели проводят процедуру не самостоятельно, а через посредников (в Москве, например, можно обратиться в юридическую компанию «Финэко»).

Образование юридического лица - процесс, который может занять много времени. На начальном этапе должно пройти общее собрание учредителей. Ход его протоколируется. Документ, составленный по его окончании - это решение о создании юридического лица. В дальнейшем его необходимо будет представить в налоговую службу.

Необходимо определиться с организационно-правовой формой. Какой ее вариант будет наиболее предпочтителен? Для ведения малого, а также среднего бизнеса традиционно используют ЗАО или ООО. Чем они хороши? Тем, что уставной капитал невелик, а личное имущество учредителей не пострадает в случае проблем в бизнесе. Для ведения используют такую организационно-правовую форму, как ОАО. Отметим, что в данном случае уставной капитал должен быть свыше 100 000 рублей.

Формируем К самому моменту регистрации он должен быть внесен хотя бы наполовину. Вноситься он может даже имуществом.

Регистрация невозможна без Оно должно соответствовать требованиям закона. Их достаточно много (название не должно использоваться никем другим и так далее). В дальнейшем фирма будет выступать в гражданском обороте именно под ним.

Образование юридического лица невозможно без юридического адреса. Что это такое? Это адрес определенного помещения, в котором будет располагаться фирма. В необходимо будет представить документы, подтверждающие право собственности на помещение (договор аренды). Можно также представить на юридический адрес - это документ, гарантирующий, что договор с определенным арендодателем будет заключен сразу после регистрации. Важно: регистрация производится в налоговой инспекции по месту нахождения, то есть по юридическому адресу.

Образование юридического лица подразумевает получение ОКВЭД, то есть специальных кодов, по которым можно быстро определить специализацию организации.

ЕГРЮЛ - реестр, куда будут записаны все сведения о новой компании. Как зарегистрировать фирму? Необходимо подготовить и подать все нужные документы в налоговую службу. Не будем забывать, что уплата пошлины является обязательной.

Понятие и признаки юридического лица.

Тема 9. Юридические лица

1. Понятие и признаки юридического лица.

2. Порядок возникновения юридических лиц.

3. Учредительные документы юридического лица. Государственная регистрация юридического лица.

4. Правоспособность юридического лица.

5. Наименование юридического лица, его местонахождения.

6. Представительства и филиалы.

7. Прекращение юридических лиц. Реорганизация и ликвидация юридического лица.

8. Виды юридических лиц.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету (ст. 44 ГК).

Таким образом, юридическое лицо должно обладать следующими признаками:

1)Организационное единство . Это означает, что юридическое лицо имеет определенную структуру, соподчиненность входящих в него структурных подразделений и структурных единиц, систему органов управления, обладающих соответствующей компетенцией.

2)Имущественная обособленность юридического лица означает, что его имущество обособлено от имущества всех других юридических и физических лиц, государства и административно-территориальных единиц. В зависимости от вида юридических лиц они являются собственниками этого имущества, либо субъектами прав оперативного управления этого имущества либо субъектами права полного хозяйственного ведения.

3)Самостоятельная ответственность юридического лица по своим обязательствам выражается в том, что юридические лица отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом. Учредитель, участник, член юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо, в свою очередь, не отвечает по обязательствам учредителя или собственника.

4)Самостоятельное выступление юридического лица в гражданском обороте и в любом суде от своего имени. Это означает, что юридическое лицо может быть истцом и ответчиком в суде, выступает в качестве самостоятельного субъекта права в отношениях с другими органами государственной власти и управления.

Юридические лица образуются в порядке, установленном законодательством применительно к их определенным видам.

Большинство юридических лиц в Республике Беларусь образуются в явочно -нормативном порядке. Учредители свободно, по своему усмотрению принимают решение об образовании юридического лица, проводят необходимые процедуры и регистрируют его. Явочным этот порядок называется потому, что для признания организации юридическим лицом достаточно оформленного надлежащим органом самого факта объединения определенной группы лиц в организацию. При этом никаких специальных распоряжений или разрешений для этого не требуется. Регистрирующий орган проверяет соблюдение установленного законом полрядка образования таких юридических лиц и соответствие законодательству их учредительных документов. Явочно-нормативный порядок образования юридических лиц именуют также регистрационным, поскольку юридическое лицо образуется решением собственника или в соответствии с учредительным договором нескольких физических или юридических лиц с последующей регистрацией созданного юридического лица. В этом порядке образуются частные унитарные предприятия, хозяйственные товарищества, производственные кооперативы, общественные объединения, фонды.

Разрешительный порядок образования юридического лица имеет место, когда для возникновения юридического лица необходимо согласие какого-либо органа, предприятия или организации. Установление разрешительного порядка возникновения юридического лица имеет целью проверку законности и целесообразности создания такого рода организаций. В разрешительном порядке возникают предприятия с иностранными инвестициями, жилищно-строительные кооперативы.

Распорядительный порядок создания юридического лица действует, когда предприятие, организация или учреждение возникает на основе распоряжения собственника имущества или уполномоченного им органа. В большинстве случаев в таком порядке возникают государственные предприятия и организации. Органы государственной власти и управления в пределах своей компетенции издают приказы и распоряжения об образовании юридического лица.

Договорно-правовой способ (порядок) возникновения юридических лиц состоит в том, что юридическое лицо образуется на основании учредительного договора, заключаемого предприятиями, организациями или гражданами. В этом порядке возникают, например, хозяйственные товарищества, ассоциации и концерны, создаваемые юридическими лицами.

При возникновении юридических лиц любым из названных способов должен быть соблюден определенный порядок. Прежде всего необходим один из вышеперечисленных актов, соответствующий характеру создаваемого юридического лица (распоряжение, разрешение, договор). Затем должны быть разработаны учредительные документы.

3.Учредительные документы юридического лица. Государственная регистрация.

(ст. 47 ,48 ГК)

Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законодательством, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками). Сведения, которые должны содержаться в учредительных документах, определены в статье 48 ГК. В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, цели деятельности, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законодательством о юридических лицах соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законодательством случаях – иных коммерческих организаций должен быть определен предмет деятельности юридического лица. Учредительными документами иных коммерческих организаций может быть предусмотрен предмет их деятельности и в случаях, когда по законодательству это не является обязательным.

Юридическое лицо подлежит государственной регистрации независимо от способа создания в порядке, определяемом законодательством. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. В случаях, предусмотренных законодательными актами, юридическое лицо подлежит перерегистрации.

Порядок государственной регистрации субъектов хозяйствования установлен Положением о государственной регистрации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 № 11 с изменениями и дополнениями. В соответствии с этим Положением государственная регистрация осуществляется следующими регистрирующими органами:

коммерческих организаций с иностранными инвестициями – облисполкомами (Минским горисполкомом);

банков и небанковских кредитно-финансовых организаций – Национальным банком;

страховых организаций, включая страховые организации с иностранными инвестициями – Министерством финансов;

торгово-промышленных палат – Министерством юстиции

коммерческих организаций, в том числе коммерческих организаций, некомерческих организаций, индивидуальных предпринимателей в свободных экономических зонах, за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций – администрацией свободных экономических зон;

субъектов хозяйствования, за исключением вышеперечисленных облисполкомами (Минским городским исполкомом), которые вправе делегировать часть полномочий по государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования местным исполнительным и распорядительным органам.

Регистрация и ликвидация государственных органов, религиозных организаций, политических партий и других общественных объединений осуществляется другими органами в соответствии с законами об этих организациях и объединениях.

Государственная организация осуществляется регистрирующими органами в месячный срок со дня подачи всех необходимых для государственной регистрации документов и заполнения собственником имущества анкеты установленного образца со сведениями, необходимыми для решения вопроса о государственной регистрации.

На основании решения о государственной регистрации регистрирующий орган вносит сведения о юридическом лице в Единый государственный регистр юридических лиц и выдает свидетельство о государственной регистрации установленного образца. Руководителю зарегистрированной организации выдается удостоверение.

Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.

1.1 Способы образования юридических лиц

В науке гражданского права выделяют различные способы и порядки создания юридического лица. И.В. Елисеев указывает, что в зависимости от характера участия государственных органов в регистрации юридического лица наука гражданского права выделяет такие способы образования юридических лиц, как распорядительный; явочный; разрешительный; нормативно-явочный 1 .

Н.В. Козлова отмечает, что установленные в отдельных правопорядках способы создания юридических лиц различаются в зависимости от роли государства в процессе возникновения нового субъекта права. Она различает концессионную (разрешительную) и явочную (регистрационную) системы создания юридических лиц, а также явочный, регистрационный, разрешительный и распорядительный порядки их создания 2 .

Распорядительный порядок характеризуется тем, что юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, а специальной государственной регистрации организации не требуется. Именно в таком порядке в СССР возникало подавляющее большинство государственных предприятий и учреждений. Главенствующая роль государства в системе плановой экономики, его доминирование над гражданским обществом позволяли обойтись без особой процедуры государственной регистрации создаваемого юридического лица. В странах рыночной экономики место распорядительного порядка заступает, как правило, явочный порядок образования юридических лиц. Для него также характерно отсутствие специальной государственной регистрации организаций, которые создаются в силу самого факта волеизъявления учредителей, выражения ими намерения действовать в качестве юридического лица.

Статья 51 ГК не предусматривает никаких исключений из общего правила о необходимости государственной регистрации юридических лиц, поэтому можно полагать, что распорядительный, а также явочный способы образования организаций в настоящее время в России не применяются. Разрешительный порядок образования юридического лица предполагает, что создание организации разрешено тем или иным компетентным органом. В СССР в таком порядке создавалось большинство общественных и кооперативных организаций, причем в разрешении на создание юридического лица могло быть отказано по мотивам нецелесообразности. Действующее законодательство не допускает отказа в регистрации по мотивам нецелесообразности (ч. 2 п. 1 ст. 51 ГК), но в принципе сохраняет разрешительный порядок создания некоторых видов юридических лиц.

При нормативно-явочном порядке для образования юридического лица согласия каких-либо третьих лиц, включая государственные органы, не требуется. Регистрирующий орган лишь проверяет, соответствуют ли закону учредительные документы организации и соблюден ли установленный порядок ее образования, после чего обязан зарегистрировать юридическое лицо. Такой порядок образования юридических лиц наиболее распространен и в России, и за рубежом.

1.2 Порядок образования юридического лица

Создание субъектов предпринимательства представляет собой порядок, состоящий из ряда стадий, на каждой из которых совершаются действия как правового характера, так и фактические. В литературе процесс создания юридического лица называют юридическим составом, системой взаимосвязанных организационных отношений. 1

На первой стадии формируется состав учредителей, предварительно согласовываются организационно-правовая форма организации, структура ее органов, состав и стоимость вносимого в уставный капитал имущества, а также распределение долей между учредителями, разрабатывается проект учредительных документов. При формировании состава участников необходимо учитывать установленные законодательством ограничения по составу участников и их количеству. Так, число учредителей обществ с ограниченной ответственностью и закрытых акционерных обществ не должно превышать 50 (п. 3 ст. 7 Закона об АО, п. 3 ст. 7 Закона об ООО), причем государственные органы и органы местного самоуправления не могут выступать учредителями хозяйственных обществ, за исключением предусмотренных законом случаев (п. 4 ст. 66 ГК). Число членов производственного кооператива не должно быть менее 5 (ст. 4 Закона о производственных кооперативах). Учредителем унитарного предприятия может быть только одно соответствующее публично-правовое образование. Существуют и некоторые другие ограничения, которые необходимо учитывать. Например, в соответствии с п. 2 ст. 88 и п. 6 ст. 98 ГК РФ учредителем хозяйственного общества не может быть другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

В отношении вопроса о вносимом в уставный капитал имуществе учредителям следует определиться с составом имущества, оценкой вкладов, размером уставного капитала, способом внесения имущества.

До обращения в регистрирующий орган следует оплатить не менее 50% уставного капитала создаваемого юридического лица. Вкладом в уставный капитал могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные либо иные права, имеющие денежную оценку.

Для оплаты уставного капитала деньгами необходимо обратиться в банк, в котором впоследствии будет открыт расчетный счет юридического лица. В банк необходимо предоставить уже утвержденный проект учредительных документов и копию справки о неповторяемости юридического лица. Затем необходимо оплатить не менее 50% уставного капитала и получить справку об оплате этой суммы. Справка об оплате уставного капитала предоставляется в регистрирующий орган при регистрации юридического лица.

Если уставный капитал вносится имуществом или чем-либо иным, то в этом случае необходимы будут следующие документы: документальное подтверждение на приобретенное учредителем имущество (гарантийный талон, выписка из техпаспорта и т.д.) с указанием наименования этого имущества и его стоимости, копия платежного документа и копия счета-фактуры, акт оценки этого имущества, подписанный учредителями, а также акт приемки этого имущества на баланс в качестве взноса учредителя в уставный капитал, подписанный учредителями и генеральным директором юридического лица. В случае, когда стоимость такого имущества составляет более двухсот МРОТ, а также в случае, когда учредитель не может документально подтвердить стоимость такого имущества, это имущество оценивается независимым оценщиком.

Как правило, на первой стадии создания юридического лица кем-либо из учредителей разрабатывается проект учредительных документов для последующего официального утверждения на учредительном собрании. Состав учредительных документов зависит от организационно-правовой формы: для общества с ограниченной ответственностью учредительными документами являются устав и учредительный договор; для унитарного предприятия, акционерного общества, производственного кооператива – устав, товарищества действуют на основании учредительного договора. Перечень учредительных документов, предусмотренный ГК РФ и федеральными законами, носит исчерпывающий характер.

Требования, предъявляемые к содержанию учредительных документов, определены Гражданским Кодексом и законами об отдельных видах юридических лиц.

В уставах любых коммерческих организаций независимо от их организационно-правовой формы должны содержаться сведения о фирменном наименовании, месте нахождения организации, структуре и компетенции органов управления, а также порядок принятия ими решений.

В уставе общества с ограниченной ответственностью дополнительно должны содержаться сведения о величине уставного капитала, размере и номинальной стоимости доли каждого участника, их правах и обязанностях, порядке выхода из общества, перехода доли участника к другому лицу и некоторые другие.

Устав акционерного общества должен содержать сведения о типе общества (открытое или закрытое), количестве, номинальной стоимости, категории акций (обыкновенные, привилегированные), права акционеров-владельцев акций каждой категории и некоторые другие сведения.

В уставе унитарного предприятия должны быть определены цели, предмет, виды деятельности, поскольку из всех видов коммерческих предприятий унитарные предприятия единственные имеющие специальную (целевую) правоспособность. Кроме того, устав унитарного предприятия должен содержать сведения об органе, осуществляющем полномочия собственника имущества предприятия, размере уставного фонда унитарного предприятия, порядке, источниках его формирования, а также о направлениях использования прибыли.

В уставе производственного кооператива необходимо предусмотреть положения, касающиеся характера и порядка трудового и иного участия членов кооператива в его деятельности, размеров и условий членов кооператива по его долгам, оснований и порядка исключения и выхода из кооператива.

В отношении сельскохозяйственного кооператива отметим, что в его уставе должны быть сведения 1 о сроке деятельности кооператива либо указание на бессрочный характер его деятельности; предмет и цели деятельности. При этом достаточно определить одно из главных направлений деятельности кооператива с указанием, что кооператив может заниматься любой деятельностью в пределах целей, для достижения которых он образован; размеры и условия образования неделимых фондов (если предусмотрены); условия образования и использования иных фондов кооператива; права и обязанности членов кооператива и его ассоциированных членов; время начала и конца финансового года; порядок оценки имущества, вносимого в счет паевого взноса, за исключением земельных участков; порядок публикации сведений о государственной регистрации, ликвидации и реорганизации кооператива в официальном органе; порядок и условия реорганизации и ликвидации.

Устав потребительского кооператива помимо общих сведений должен включать условия о размере паевых взносов его членов; о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов; о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в частности, по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов; о порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков.

В уставе потребительского общества, помимо прочего, должны быть определены порядок вступления в потребительское общество; порядок выхода пайщиков из потребительского общества, в том числе порядок выдачи и размер, состав и порядок внесения паевых взносов, ответственность за нарушение обязательств по внесению паевых взносов; порядок покрытия пайщикам убытков, понесенных потребительским обществом; порядок реорганизации и ликвидации потребительского общества. Кроме того, может быть предусмотрено, что для граждан, не имеющих самостоятельного заработка, а также для граждан, получающих только государственные пособия, пенсию или стипендию, общее собрание потребительского общества вправе устанавливать меньший размер паевого взноса, нежели для остальных пайщиков 1 .

Религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям российского гражданского законодательства. В уставе такого юридического лица указываются вид религиозной организации, вероисповедание и в случае принадлежности к существующей централизованной религиозной организации – ее наименование; цели, задачи и основные формы деятельности; порядок создания и прекращения деятельности; источники образования денежных средств и иного имущества организации; порядок распоряжения имуществом в случае прекращения деятельности; другие сведения.

Устав фонда также должен включать: указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда; о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения; о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации. Устав может быть изменен органами фонда, если в нем предусмотрена возможность его изменения в таком порядке. Если сохранение устава в неизменном виде влечет за собой последствия, которые невозможно было предвидеть при учреждении фонда, а возможность изменения устава в нем не предусмотрена либо устав не изменяется уполномоченными лицами, право внесения изменений принадлежит суду по заявлению органов фонда или органа, уполномоченного осуществлять надзор за его деятельностью.

Устав является единственным учредительным документом и для автономного учреждения. Он должен содержать указание на характер его деятельности, а также на собственника его имущества; сведения об органе, осуществляющем функции и полномочия учредителя автономного учреждения; исчерпывающий перечень видов деятельности, которые автономное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано; иные сведения.

Одной из задач первого подготовительного этапа создания субъекта предпринимательства является выбор его фирменного наименования и определение места нахождения. К сожалению, в Российской Федерации отсутствуют правила, устанавливающие поиск избираемого учредителями фирменного наименования на новизну. В соответствии со ст. 51 ГК РФ им нормами Закона о регистрации юридических лиц фирменное наименование включается в единый реестр юридических лиц, являющийся федеральным информационным ресурсом, что, однако, не исключает существование огромного числа юридических лиц, имеющие одинаковые фирменные наименования. Ранее, когда регистрация осуществлялась не налоговыми органами, а органами местного самоуправления, последние зачастую устанавливали свои собственные критерии определения оригинальности, новизны фирменных наименований. Вместе с тем необходимо иметь ввиду, что в течение последних нескольких лет арбитражными судами сформирована определенная практика, позволяющая запрещать использование фирменного наименования, идентичного или схожего до степени смешения с ранее зарегистрированным другой организацией, осуществляющей деятельность на той же территории или в той же сфере предпринимательства.

Соответственно при избрании того или иного фирменного наименования следует произвести анализ рынка и убедиться в отсутствии субъекта предпринимательства с идентичным (схожим до степени смешения) фирменным наименованием. Требования о содержании фирменного наименования установлены Гражданским кодексом и в большей степени законами об отдельных видах юридических лиц. Так, ст. 54 ГК РФ предусматривает обязательное указание в фирменном наименовании на организационно-правовую форму организации, причем в отдельных случаях, установленных специальными законами, с использованием строго определенных терминов – «общество с ограниченной ответственностью» для обществ с ограниченной ответственностью, «муниципальное предприятие» для унитарных предприятий, находящихся в собственности муниципального образования, и т.д.

В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, которая осуществляется в свою очередь по месту нахождения его исполнительного органа. По месту нахождения субъекта предпринимательства с ним осуществляется связь; кроме того в отдельных случаях место исполнения гражданско-правового обязательства определяется местом нахождения организации.

На второй стадии создания субъекта предпринимательства проводится учредительное собрание, на повестку которого выносятся следующие вопросы: создание организации, утверждение устава и (или) заключение учредительного договора либо договора о создании; избрание единоличного исполнительного органа, членов коллегиальных органов создаваемого юридического лица; определение лица, которому будет поручено осуществлять действия по государственной регистрации субъекта предпринимательства.

На собрании учредителей ведется протокол. Протокол собрания учредителей рекомендуется готовить в не менее 3-х экземпляров, один из которых представляется на регистрацию вместе с остальными документами.

Учредительное собрание не проводится, если у организации всего один учредитель.

  1. Государственная регистрация юридического лица

2.1 Порядок государственной регистрации юридических лиц.

До принятия Федерального закона от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» 1 отсутствовало жесткое законодательное регулирование в области создания и функционирования юридических лиц, вследствие чего они очень легко создавались и периодически использовались в противозаконных целях.

Специфика деятельности коммерческого юридического лица диктует необходимость свободного доступа к информации об этом юридическом лице. В связи с упорядочением ситуации в сфере бизнеса и ростом юридической грамотности населения участники хозяйственного оборота стараются обезопасить свои интересы в рамках закона.

Инвестор, вкладывая свои средства, заинтересован в получении достоверной информации о размере уставного капитала контрагента 2 .

Именно для обеспечения материальных интересов предпринимателей и граждан необходимо установить строгий контроль в данной сфере. Установить и обеспечить его правовыми методами способна только государственная власть. Основными направлениями должны стать наличие общедоступного реестра и жесткие требования к процедуре регистрации юридических лиц.

Некоторое время назад субъекты Российской Федерации решали проблемы, возникающие при государственной регистрации юридических лиц самостоятельно. В результате этого в каждом субъекте были сформированы свои реестры и соответствующие базы данных.

Нет смысла говорить о том, что указанные реестры содержали разрозненные сведения о зарегистрированных юридических лицах и до недавнего времени велись без соблюдения единых требований к документации, формам учета и контроля 1 .

Представляется очевидным, что именно отсутствие единой системы ведения реестра и одинаковых для всех регионов Российской Федерации правил государственной регистрации юридических лиц не позволяло проверить организации, зарегистрированные в других регионах страны.

Говоря о государственной регистрации юридических лиц, необходимо, прежде всего, обозначить правовую природу самого акта государственной регистрации.

Представляется наиболее убедительным мнение К. Овсянникова. Анализируя признаки ненормативного акта, акта применения права (к которым зачастую приравнивают акт о государственной регистрации юридических лиц), положения российского законодательства и судебной практики по рассматриваемому вопросу, он приходит к выводу, что акт государственной регистрации юридического лица представляет собой самостоятельное правовое явление и понятие, существующие наряду с такими понятиями и явлениями, как нормативно-правовой акт и ненормативный акт 2 .

Такой же точки зрения придерживаются и другие специалисты 3 .

Государственная регистрация юридических лиц – акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц.

В соответствии с постановлением Правительства РФ «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляемом государственную регистрацию юридических лиц» от 17 мая 2002 г. №319 таким федеральным органом исполнительной власти является Министерство РФ по налогам и сборам.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня предоставления документов в регистрирующий орган по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации, а в случае отсутствия такого исполнительного органа – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Исчисление срока начинается с момента представления документов в регистрирующий орган. Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом лично от заявителя или по почте.

Документы предоставляются в регистрирующий орган уполномоченным лицом непосредственно или отправляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения, если иной способ предоставления регистрирующих документов не определен Правительством РФ.

При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:

1. руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица;

2. учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

3. руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

4. иное лицо, действующее на основании полномочий, предусмотренных федеральным законом или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган предоставляется:

    Подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица.

    Решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии).

    Выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя. Выписка из реестра иностранных юридических лиц и должна быть легализована или содержать штамп «апостиль», переведена на русский язык, а перевод удостоверен нотариально.

    Документ об уплате государственной пошлины.

Доказательством принятия документов регистрирующим органом является расписка в получении документов. Форма передачи расписки зависит от выбранной формы направления документов в регистрирующий орган. Если заявитель передает документы очно, то регистрирующим органом в день получения документов выдается расписка в их получении с указанием перечня и даты получения. Если документы на регистрацию направлены по почте, то расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении 1 .

Регистрирующий орган обязан обеспечить учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов.

Регистрирующий орган, получив документы, необходимые для регистрации, принимает решение о государственной регистрации. Указанное решение является основанием для внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в Единый государственный реестр.

В едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице:

1. полное и сокращенное (если имеется) наименование юридического лица, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке, а также наименование на иностранном языке, если имеется;

2. организационно-правовая форма;

3. адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица; иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, если отсутствует постоянно действующий исполнительный орган;

4. способ образования юридического лица (создание или реорганизация);

5. сведения об учредителях. Для юридического лица – наименование учредителя, основной государственный регистрационный номер (ОГРН) или регистрационный номер – для юридических лиц, зарегистрированных до 1 июля 2002 г., дата регистрации, адрес, размер и доля вклада в уставный капитал. Для физического лица – фамилия, имя, отчество, ИНН (при наличии), реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес, размер и доля вклада в уставный капитал;

6. копии учредительных документов;

7. наименование и реквизиты документов, представленных при государственной регистрации юридического лица;

8. размер уставного капитала коммерческой организации (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов и др.);

9. сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, фамилия, имя, отчество, должность, реквизиты документа, удостоверяющего его личность, идентификационный номер налогоплательщика;

10. сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом: наименование лицензирующего органа, номер лицензии, дата принятия решения о предоставлении лицензии, срок действия лицензии, наименование территории, на которой действует лицензия, лицензируемый вид деятельности.

Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре, являются открытыми и общедоступными, за исключением паспортных и других персональных данных физических лиц, которые могут быть представлены исключительно по запросам органов государственной власти в соответствии с их компетенцией. Данное ограничение не применяется при предоставлении содержащих указанные сведения копий учредительных документов юридических лиц.

© 2020 Советы по строительству коттеджей