Постановка на учет многоквартирного дома. Дом построен! Постановка на кадастровый учет
Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Постановка на учет многоквартирного дома. Дом построен! Постановка на кадастровый учет

Регистрация прав собственности на линейные объекты всегда вызывает немало вопросов у их правообладателя, особенно когда правоустанавливающих документов на такие объекты по каким-то причинам нет. Но есть некоторые хитрости, которые позволяют решить непростые задачи: оформить права на вновь выявленные линейные объекты, «недвижимое» превратить в «движимое», эффективно устранить разночтения между ГКН и ЕГРП без судебных тяжб и т.п.

Регистрация прав на недвижимое имущество, в том числе на линейные объекты и объекты инженерной инфраструктуры, регламентируется Федеральным законом № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о госрегистрации).

В статье 25 этого закона сказано, что все вновь созданные объекты регистрируются на основании следующих документов:

Документа, подтверждающего права на земельный участок;
акта ввода в эксплуатацию или иного документа, подтверждающего строительство этого объекта;
разрешения на строительство для объектов незавершенного строительства.

Законодатель осознанно не уточняет вид правоустанавливающего документа, потому что в отношении линейных объектов может быть несколько видов правовых оснований для подтверждения прав на земельные участки. При этом важно понимать, что если при регистрации объекта выяснится, что сведений о праве собственности на земельный участок или о предоставлении земельного участка для размещения линейного объекта нет, то в регистрации владельцу линейного объекта будет отказано.

Если документов нет

Нередки случаи, когда никаких правоустанавливающих документов на линейный объект у разместившего его лица нет.

Бывает, что после определения границ земельного участка выясняется, что за его пределами остался линейный объект (трубопровод, кабель, канализация и пр.), который необходимо поставить на учет. Для решения этой проблемы государственного регистратора вполне бы устроило решение суда. Проблема заключается в том, что как правило земля под такими объектами существует на праве собственности либо постоянного бессрочного пользования, и исковое производство в данном случае невозможно, потому что нельзя предъявить иск самому себе. Возникает ситуация, когда владелец объекта может им пользоваться, может владеть, но не может распоряжаться им.

Зарегистрировать такие выявленные созданные в советские годы объекты, на которые нет документов, поможет искусственно созданный документ - декларация. Однако действует этот документ далеко не во всех субъектах Российской Федерации: каждый государственный регистратор решает субъективно, зарегистрировать право или нет. На практике юристы нередко сталкиваются с ситуацией, когда, получив отказ в регистрации, они подают тот же пакет документов повторно, но другому специалисту того же регистрирующего органа, и получают положительный результат. Но ситуацию не всегда удается разрешить без решения суда. Иногда регистрирующему органу проще приостановить регистрацию и предоставить суду возможность разобраться в сложной ситуации, чем делать это самому.

Форма декларации

Форма декларации утверждена приказом Минэкономразвития России № 628 «Об утверждении формы декларации об объекте недвижимости и требований к ее подготовке» (зарегистрирован в Минюсте России № 19771). Она должна содержать информацию о земельном участке, на котором располагается объект, площадь, протяженность, объем и глубину линейного объекта (то есть он уже должен быть поставлен на кадастровый учет), ФИО правообладателя. Заполняется декларация всегда правообладателем или лицом по доверенности на право заполнения декларации (а не на представление документов в Росреестр), подписывается руководителем и заверяется печатью. Следует иметь в виду, что данный документ всегда составляется только на вспомогательный объект недвижимого имущества. Права на основной объект должны быть зарегистрированы. Проверить, какой объект является основным, просто: все вспомогательные объекты указаны в акте ввода в эксплуатацию основного объекта недвижимого имущества, расположенного на данном земельном участке. Если это так, то проблем с регистрацией прав на линейный объект не возникнет.

Сложнее с основными объектами, которые были приватизированы в 1990-х гг. В таком случае при регистрации прав на линейные объекты регистратор запросит информацию из ГКН, БТИ, если потребуется, и из архива о том, как и когда строился этот объект, когда был введен в эксплуатацию, в состав какого объекта входил. Но все это на усмотрение государственного регистратора: закон не запрещает запрашивать такую информацию, но при этом нигде не сказано, что сведения из БТИ могут служить основанием для осуществления регистрации.

Затруднительно использование декларации для протяженных линейных объектов, для которых все-таки лучше использовать акты ввода в эксплуатацию или хотя бы информацию об их строительстве, в составе какой очереди они были и пр.

Разночтения ГКН и ЕГРП

При составлении ГКН до 1 января 2013 г. использовалась информация, которая ранее собиралась в БТИ. Работа эта проводилась в автоматическом режиме. Информация обрабатывалась, гармонизировалась, верифицировалась программой, поэтому в кадастр закралось множество программных ошибок. На практике есть случаи, что многолетний правообладатель объекта неожиданно для себя узнает, что является собственником еще пяти объектов. Это происходит потому, что когда-то ранее БТИ при проведении технической инвентаризации поставило на учет не только само здание, но и объекты, которые входят в его состав. Ситуация усложняется, когда эти пять дополнительных объектов, которые юридически как объект права не существуют, обладают еще и какими-то идентифицирующими признаками, например, орган технической инвентаризации им успел присвоить условные кадастровые номера. Естественно, когда проходила верификация и гармонизация, все эти шесть объектов попали в ГКН как самостоятельные, а позже - автоматически и в ЕГРП. Проблема в том, что регистрирующие органы не обязаны вносить изменения - исправление ошибок ложится на плечи правообладателя. Если правообладатель не станет заниматься этим вопросом, эти объекты будут висеть в ГКН пожизненно.

В соответствии с Порядком ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденным приказом Минэкономразвития России № 42, исключить их можно путем ликвидации объекта, либо по решению собственника о снятии с кадастрового учета, либо при прекращении прав на него.

Ликвидация объекта осуществляется на основании акта кадастрового инженера о сносе, который выходит на место и действительно устанавливает, что объект фактически не существует, ликвидирован путем реконструкции, иного строительства или под воздействием непреодолимой силы. Следует иметь в виду, что местное законодательство может внести существенные коррективы в данный порядок: например, в Москве существуют особые правила сноса объектов недвижимого имущества, и подтверждение факта ликвидации объекта осуществляют регистрирующие органы, а не кадастровый инженер.

При проблеме разночтения сведений ГКН и ЕГРП следует иметь в виду, что бессмысленно писать письма или заявления об исправлении технической ошибки. Заявителя ждет отказ, а если пойти дальше и обжаловать отказ в суде, то орган, осуществляющий кадастровый учет, с большой вероятностью выиграет процесс.

Дело в том, что порядок исправления технической ошибки четко регламентирован Федеральным законом № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и Законом о госрегистрации. В соответствии с п. 1 ст. 21 Закона о госрегистрации технической ошибкой (опиской, опечаткой, грамматической или арифметической ошибкой либо подобной ошибкой) признается ошибка, допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости. Ошибка, о которой идет речь в рассматриваемом случае, технической не является.

В подобных случаях можно порекомендовать писать заявление в кадастровую палату либо в центральный аппарат Росреестра в порядке Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» с просьбой устранить несоответствие сведений ЕГРП и ГКН. Росреестр выработал специальный порядок работы по таким обращениям: специалисты Росреестра и кадастровой палаты поднимают все материалы по объекту и проверяют, почему данные не проходят. После того как будет выработан вариант решения этой проблемы, специалисты обязаны позвонить правообладателю, потому что любое исправление должно происходить с его согласия и по специальному заявлению.

На практике нередки случаи, когда для исправления таких ошибок, если других путей нет, Росреестр иногда выходит за рамки приказа о ведении ГКН и убирает или восстанавливает запись об объекте. В регламентированном порядке такой процедуры не существует, и восстановить запись можно только по решению суда. В случае рассмотрения заявления в рамках Федерального закона № 59-ФЗ подобные ошибки могут устраняться по согласованию с центральным аппаратом без решения суда.

Все это происходит потому, что федеральным органам власти, техническим и налоговой службам необходимо подготовиться к вступлению в силу с 1 января 2017 г. Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», который объединил две процедуры - постановку на кадастровый учет и регистрацию прав собственности на объект недвижимости. Чтобы закон работал эффективно, необходимо привести в соответствие государственный кадастр недвижимости с единым государственным реестром прав. Одна программная ошибка такого рода повлечет за собой применение этой неверной информации в других органах. Все дело в том, что в соответствии со ст. 85 НК РФ органы кадастрового учета и государственной регистрации каждые десять дней направляют сведения в налоговую службу. Если эти сведения не сопоставляются, то налоговый орган начислит налог неправильно. Чтобы таких недоразумений было меньше, Росреестр готов идти навстречу заявителям и проводить эту работу.

Регистрация линейных объектов как движимого имущества

Пытаясь сэкономить на госпошлине, собственники крупных промышленных объектов в 1990-е гг. нередко оформляли свое имущество в единый объект недвижимости площадью в несколько гектаров, в состав которого входили не только участки, но и цистерны, будки, газопроводы и пр.

В некоторых случаях собственники таких объектов пытаются оформить линейные объекты как движимое имущество, и такой вариант действительно допустим. Для этого необходимо подтвердить, что объект строился по правилам ст. 51, 55 ГрК РФ, доказать, что акта ввода в эксплуатацию не было, предоставить выписку из ГКН о том, что такого объекта в кадастре нет, из ЕГРП - о том, что права на этот объект недвижимости не зарегистрированы, приложить акт выполненных работ кадастрового инженера с заключением о том, что данный объект не обладает признаками объекта недвижимого имущества и что он может существовать без неразрывной связи с землей.

Единый недвижимый комплекс или ПИК?

Недавно в законе появилась возможность регистрировать линейные объекты как единый недвижимый комплекс (п. 1.1 ст. 16 Закона о госрегистрации). Законодатель подразумевал, что преобразовать в такую форму можно либо совокупность объектов недвижимого имущества, права на которые уже существовали, либо вновь вводимый в эксплуатацию объект недвижимого имущества как единый недвижимый комплекс. Подразумевалось, что если у собственника есть несколько объектов на земельном участке - здания, строения, сооружения, то он может обратиться в регистрирующий орган за государственной регистрацией единого недвижимого комплекса в составе объектов недвижимого имущества, права на которые у него есть. Законодатель рассчитывал, что данная форма будет очень популярна для крупных объектов, однако ошибся - ажиотажа не возникло, несмотря на максимально упрощенный порядок регистрации.

Первым ее этапом должна быть постановка на кадастровый учет всего недвижимого комплекса, при этом кадастровый номер присваивается от земельного участка. Далее государственный регистратор проверяет права на объекты, вошедшие в комплекс, и прекращает права на них. С этого момента они перестают существовать как самостоятельные объекты недвижимого имущества. Правообладатель становится владельцем единого недвижимого комплекса, распоряжаться которым можно только целиком, потому что в законе есть уточнение, что эта вещь «неделимая».

Есть и другая давно существующая форма - предприятие как имущественный комплекс (ПИК), куда могут входить не только объекты недвижимости, но и все обязательственные права, земля, договоры и пр., и может вообще не быть недвижимого имущества (ст. 132 ГК РФ). Распоряжаться им можно как угодно: делить, выделять, осуществлять любые сделки с объектами в его составе. Кроме того, этот объект недвижимого имущества не ставится на кадастровый учет, поскольку сделать это невозможно из-за разрозненности объектов недвижимого имущества либо вообще по их отсутствию в составе этого объекта. Следовательно, ему присваивается условный номер по правилам, которые прописаны в приказе Минэкономразвития России № 765. Особенно это удобно для крупных промышленных предприятий с большим количеством земельных участков и объектов по России.

Регистрацию ПИК осуществляет только центральный аппарат Росреестра. Но если в ПИК входит объект недвижимого имущества, то права на него регистрирует территория, на которой находится этот объект, и потом присылает в центральный аппарат выписку из ЕГРП о регистрации прав. Росреестр, в свою очередь, вносит в записи ЕГРП изменения о составе предприятия как имущественного комплекса и уведомляет об этом территорию. Но в свидетельстве о праве собственности на объект недвижимости, вошедший в ПИК, обязательно должна быть ссылка на то, что он - часть предприятия как имущественного комплекса. При этом у каждого участка и объекта недвижимости будут свои кадастровые номера, а в территориях будет проведена своя кадастровая оценка.

Линейный объект нельзя зарегистрировать как «Линейный объект»

Понятия «линейный объект» в российском законодательстве нет. Определение фигурирует только в постановлении Правительства РФ № 68 «Об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи», где линейный объект рассматривается как сложная вещь и описывается порядок его регистрации. Нет такого определения и в ст. 130 ГК РФ, которая описывает все возможные виды вещей и в соответствии с которой написаны правила ведения ГКН и ЕГРП. К недвижимым объектам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. С этой точки зрения линейный объект - это вид сооружения. С вступлением в силу 1 января 2017 г. Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» ставить на учет линейные объекты как «линейные объекты» нельзя, будет возможна их регистрация только как вида сооружения.

Каждый девелопер после окончания строительства сталкивается с необходимостью постановки новостройки на кадастровый учет. Подробно о данной процедуре и трудностях, с которыми приходится сталкиваться застройщикам, мы совместно с нашими экспертами и поговорим сегодня.

Дадим определение

В первую очередь разберемся с понятиями и ответим вопросы: что же такое государственный кадастровый учет (ГКУ) и зачем он нужен. Итак, после того как стройка подошла к концу и новый дом введен в эксплуатацию, нужно его зарегистрировать и внести данные в государственный кадастр недвижимости, где новостройке будет присвоен уникальный номер, который записывается в базу данных Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). После чего государство юридически признает новый объект с зафиксированными границами и определенной площадью.

Процедура ГКУ является обязательной и дает застройщику возможность зарегистрировать свои права на построенную недвижимость, стать ее полноправным владельцем и осуществлять с ней любые сделки, в частности, он получает возможность продавать квартиры новым жильцам.

Прежде чем поставить возведенный дом на учет, девелоперу необходимо получить разрешение на ввод его в эксплуатацию. Оно, в свою очередь, оформляется только по завершению всех строительных работ и подтверждения соответствия параметров объекта, заявленных в проектной документации, реальной картине.

В теории постановка на кадастровый учет выглядит очень просто, отмечает Александр Зубец, генеральный директор ООО «Новые Ватутинки». После ввода дома в эксплуатацию застройщик приглашает кадастрового инженера, который делает обмеры каждого помещения, устанавливает общую площадь здания, а также жилую и нежилую площадь помещений. На основании собственных замеров он составляет технический план и записывает его на диск со своей электронной подписью. Затем информация подается в государственный реестр недвижимости (Росреестр) и остается ждать, когда новый объект будет поставлен на учет. Причем Росреестр объединил работу ранее двух взаимосвязанных, но отдельных структур - Государственного кадастра недвижимости (ГКН) и единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). Проблема в том, что из-за наличия фактически двух дублирующих друг друга структур, информация о кадастре задваивалась, что часто приводило к неразберихе и усложнению процедуры постановки на учет. После выполнения всех необходимых процедур застройщику выдается паспорт, который содержит полную и подробную информацию о новом доме.

Сколько ждать

В процессе постановки нового объекта на кадастровый учет Олег Куринной, заместитель генерального директора по девелопменту «МД Групп» выделяет два этапа: работа кадастрового инженера и присвоение номера в государственных органах. Первую часть работы, в которую включены обмеры помещений, геодезическая съемка, прорисовка планов этажей и подготовка технического плана для дома на 100-150 квартир опытная компания обычно выполняет за месяц-полтора.

На втором этапе после проверки техплана государственный регистратор в Росреестре принимает решение ставить новый объект на ГКУ или нет. Однако, перед тем как технический план попадет в Росреестр застройщик направляет его в орган, осуществляющий ввод объекта в эксплуатацию. В Москве эту функцию осуществляет Мосгосстройнадзор, который изучает техплан и дает разрешение на ввод. Далее документы попадают в Росреестр, где их должны рассмотреть в течение нескольких дней и вынести решение о проведении или приостановке кадастрового учета. При положительном решении зданию присваивается номер и выдается паспорт. В противном случае технический план должен быть доработан кадастровым инженером.

На сегодняшний день функцию проверки планов передали от специалистов кадастровой палаты юристам-регистраторам в Росреестр. По словам Олега Куринного, это отрицательно сказывается на работе, так как некоторые регистраторы пока не вполне разобрались с техническими тонкостями и приостанавливают заявления по необоснованным причинам.

В связи с последними изменениями, внесенными в актуальное законодательство, срок рассмотрения документов при постановке на ГКУ не должен превышать 10 дней, поясняет Юлия Симановская, директор департамента правового сопровождения сделок TEKTA GROUP. Несущественно увеличивается время при работе с МФЦ - всего на 2 дня. Несмотря на это, в связи с большим количеством заявок девелоперы постоянно сталкиваются с задержками и увеличением срока рассмотрения документов.

Александр Зубец сообщает, что в районе Новые Ватутинки на постановку корпуса на кадастровый учет уходит в среднем три месяца. Самый большой срок, который был зафиксирован - восемь месяцев. По его же словам, с 1 января 2017 года в столице в постановке на ГКУ начал принимать участие Мосстройнадзор, который стал связующим звеном между девелопером и Росреестром, после чего застройщики потеряли право напрямую общаться с ЕГРН, что сильно усложнило работу. В общем и целом главное препятствие на пути постановки на учет - это бюрократические проволочки, с которым сталкивается, наверное, каждый девелопер.

Придомовая территория - ставить или нет

Некоторых дольщиков волнует вопрос, нужно ли, после того как дом построен и квартиры переданы в их пользование, ставить на учет придомовую территорию или это забота застройщика. Под придомовой территорией в данном случае понимается участок, который относится к новостройке со всеми объектами благоустройства - стоянками, пешеходными дорожками, детскими и физкультурыми площадками и т.д. По словам Олега Куринного, необходимости новоселам заниматься подобной процедурой нет, потому что кадастровый номер присваивается участку при получении разрешения на строительство. Это касается территорий, сформированных после 2005 года, именно тогда начал действовать Жилищный кодекс РФ. Таким образом, по закону территория, расположенная под домом становится общей собственностью новых жильцов автоматически и бесплатно. Никакие документы, подтверждающие это, не требуются.

В том случае, когда придомовой участок был сформирован до начала действия кодекса, есть смысл ставить его на ГКУ, если в дальнейшем планируется оформление его в собственность. Александр Зубец считает, что данный вопрос стал особенно актуален с начала действия программы сноса пятиэтажек. Ведь собственники «хрущевок» при расселении имеют право выбрать денежную компенсацию, которая учитывает не только рыночную стоимость квартиры, но и долю в праве на земельный участок придомовой территории (только в том случае, когда она оформлена в собственность). Поэтому, если вас как-то касается данный вопрос, то лучше не затягивать с постановкой объекта на учет. Тем более, что сделать это достаточно просто: после положительного решения на общем собрании владельцев жилья, необходимо подать заявление на ГКУ. Далее органы власти сформируют земельный участок и поставят его на государственный учет.

Основные изменения 2017 года

С начала года вместо устаревшего закона от 1997 года вступил в силу Федеральный закон от 2015 года (№ 218), в который вошел ряд существенных изменений. Важным нововведением стала возможность единовременно поставить новостройку на учет и оформить госрегистрацию права собственности. Благодаря сведению этих процедур в одну стало проще оформлять документы, сократились и временные затраты. Таким образом, владелец получает выписку из единого реестра недвижимости и подтверждение прав собственности единовременно.

Как самостоятельный вид имущества, наконец, признали машиноместа, которые по новому закону также должны учитываться в кадастре и регистрироваться. Это облегчит процедуру купли-продажи, в которой до настоящего времени отсутствовали законные основания.

Также теперь разрешено подавать документы и заявления, не привязываясь к территориальному местонахождению новостройки. Другими словами, девелопер может обратиться в то отделение Росреестра или МФЦ, в которое ему наиболее удобно.

Изменения коснулись и сроков постановки нового дома на учет, что должно существенно облегчить жизнь как гражданам, так и застройщикам. Кроме того, Росреестр и госрегистратор несет персональную ответственность за свои действия или бездействие при проведении кадастрового учета.

Самое главное изменение, которое должно было вступить в силу с 1 января 2017 года - это возможность одновременной подачи заявки на ввод в эксплуатацию и постановки на ГКУ, считает Александр Зубец. Это должно значительно ускорить процедуру получения кадастрового паспорта, поскольку теперь необязательно дожидаться сдачи дома. Однако, к сожалению, пока все данные новшества действуют только в теории. Дело в том, что нельзя в один момент кардинальным образом изменить всю систему получения кадастрового номера и паспорта. Сейчас активно идет переходный период по налаживанию новой схемы взаимодействия через Мосстройнадзор. Несмотря на то что прошло уже полгода с момента вступления в силу поправок, девелоперы фактически вынуждены жить по старым правилам, ожидая, когда все заработает в штатном режиме и без накладок. Вероятнее всего, застройщики действительно смогут ставить дом на кадастр быстро и без прохождения многочисленных бюрократических процедур только к концу 2017 года.

Специально для портала "Все Новостройки

Наталья оставил отзыв о сайте - показать

Задала один и тот же вопрос стандартно (89р мне кажется) - в ответ получила 3 или 4 отписки, текст которых свидетельствовал, что даже вопрос мой дочитан до конца не был. Очень не понравилось, если бы одновременно не задала этот же вопрос платно 800 р, никогда бы не вернулась на ваш сайт! Однако на платный вопрос получила дельные ответы, за что очень благодарна и юристам и сервису! Буду обращаться еще (теперь только платно)

04 Июля 22:53

800 стоимость
вопроса

вопрос решён

Свернуть

Ответы юристов (7)

    получен
    гонорар 33%

    Можно попробовать пойти в администрацию и там, сославшись на статью 19 Закона о регистрации потребовать от них поставить на кад.учет многоквартирный дом вместе с квартирами одновременно:

    Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ
    (ред. от 03.07.2016)
    «О государственной регистрации недвижимости»

    Статья 19. Обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных уполномоченных лиц представлять заявление и прилагаемые к нему документы для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав

    1. Орган государственной власти, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, уполномоченные на принятие решения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого решения обязаны направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и прилагаемые к нему документы (в том числе разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию) в отношении соответствующего объекта недвижимости посредством отправления в электронной форме.

    При этом, согласно статье 40 того же Закона:

    4. При осуществлении государственного кадастрового учета многоквартирного дома одновременно осуществляется государственный кадастровый учет всех расположенных в нем жилых и нежилых помещений, в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме, а также расположенных в таком многоквартирном доме машино-мест.

    Т.е. Администрация города нынче обязана сама подавать заявление об кадастровом учете многоквартирного дома, а вместе одновременно и ВСЕХ квартир в нем. При чем в течение пяти рабочих дней с момента вынесения разрешения на ввод в эксплуатацию.

    А уже после, с правоустанавливающими документами подавать заявление в Росреестр на регистрацию права на квартиру.

    Ответ юриста был полезен? + 1 - 0

    Свернуть

    Уточнение клиента

    Спасибо а ответ и предоставление некоторой новой информации! Подскажите а в какой именно орган вы предлагаете обратиться с заявлением? Заранее спасибо!

    получен
    гонорар 33%

    Юрист, г. Екатеринбург

    • 9,3 рейтинг
    • эксперт

    1. Как зарегистрировать право собственности и поставить квартиру на кадастровый учет в этой ситуации?

    Здравствуйте.

    Для того, чтобы поставить квартиру в новостройке на кадастровый учет в соответствии с ФЗ 214Б, необходимо, чтобы дом уже стоял на кадастровом учете. Эта обязанность возлагается на застройщика. Законодательством не предусмотрена самостоятельная постановка многоквартирного дома на кадастровый учет, т.к на учет ставится не только квартиры, но и общедомовое имущество, включая машиноместа и прочее. Основанием для этого служит ст.40 218 – ФЗ

    При осуществлении государственного кадастрового учета многоквартирного дома одновременно осуществляется государственный кадастровый учет всех расположенных в нем жилых и нежилых помещений, в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме, а также расположенных в таком многоквартирном доме машиномест.

    В соответствии со ст. 15 (ч. 2, п. 1) этого же Федерального закона с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета созданного объекта недвижимости вправе обратиться только уполномоченный орган местного самоуправления, которым было выдано разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

    При этом, право обращения с заявлением об осуществлении кадастрового учета иным лицам, в т.ч. застройщику, кадастровому инженеру, участнику долевого строительства, указанным Федеральным законом не предусмотрено.

    Таким образом, на сегодняшний день заявление о кадастровом учете многоквартирного дома вправе подать только орган местного самоуправления, выдавший разрешение на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.

    Поэтому надо не пробовать, а обращаться непосредственно в ОМУ с заявлением и требовать выполнить установленную законодательством обязанность.

    Ответ юриста был полезен? + 1 - 0

    Свернуть

    Уточнение клиента

    Спасибо за детальный ответ! Пожалуйста расшифруйте как именно называется орган в который вы рекомендуете обращаться с требованием о постановки дома на учет? (ОМУ) к сожалению интернет не дает адекватной расшифровки. Заранее спасибо за ответ!

    Юрист, г. Омск

    Доброго времени суток Вам, Наталья! С 2013 года, к сожалению без постановки всего дома, вы не сможете поставить свою квартиру на кадастровый учёт.

    Проблема в том, что мы подали заявление на регистрацию права собственности и постановки на кадастровый учет квартиры только в апреле 2017г.

    Как я поняла, что Вы подали заявление на регистрацию права собственности и Вам было официально отказано.

    Если попытка поставить на кадастровый учет квартиры не увенчалась успехом, можно по общим правилам (ст. 200 АПК РФ) обжаловать отказ или бездействие кадастровой палаты, сославшись на положения части 4 статьи 25 закона № 221-ФЗ.

    Что касается статей, на которые можно ссылаться то возможно, это Вам поможет:

    В соответствии с п. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
    Согласно положениям ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
    нарушены права и свободы гражданина;
    созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
    на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
    На основании п. 1 ст. 2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
    Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
    Согласно п. 5 ст. 2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», отказ в государственной регистрации либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.
    При этом ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав.
    В силу п. 1 ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами.

    Всего Вам доброго

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 1

    Свернуть

    получен
    гонорар 33%

    Юрист, г. Ижевск

    Уважаемая Наталья!

    Я полностью соглашусь с коллегами, что на учет квартиру должны ставить по обращению ОМС. Такая проблема как у Вас сложилась во многих регионах России. Каждый регион решает данную проблему сам. Рекомендую Вам для начала устно обратится к руководству Росреестра Вашего региона для разъяснения порядка постановки на учет указанных объектов. Если не поможет то есть возможность обратится с письменным обращением на сайт Росреестра к руководителю за разъяснениями. В нашем регионе указанные объекты ставят на учет по обращению ОМС.

    также прошу Вас обратить внимание на п.2 Приказа Минэкономразвития России от 01.11.2016 N 689 «О внесении изменений в форму технического плана и требования к его подготовке, состав содержащихся в нем сведений, а также форму декларации об объекте недвижимости, требования к ее подготовке, состав содержащихся в ней сведений, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. N 953» - Установить, что до 1 июля 2017 года для осуществления государственного кадастрового учета могут быть представлены технические планы, подготовленные в соответствии с требованиями к подготовке технического плана, действовавшими до вступления в силу настоящего приказа, и подписанные усиленной квалифицированной подписью кадастрового инженера до 1 января 2017 года.

    Так что полагаю в Вашем случае есть все основания для постановки на учет квартиры, учитывая что тех план скорее всего подготовлен ранее. Я думаю после обращения Ваш вопрос решится положительно.

    Удачи Вам! Если будет вопросы пишите.

    Ответ юриста был полезен? + 1 - 0

    Свернуть

    Уточнение клиента

    Спасибо за детальный ответ! К сожалению план БТИ изготовлялся уже в 2017... Подскажите, как расшифровывается орган в который Вы рекомендуете обратиться? Интернет расшифровывает как обязательное мед. Страхование, но я так понимаю имелось в виду нечто другое. Заранее спасибо!

© 2020 Советы по строительству коттеджей