Схема создания композиции цветочной. Золотое сечение в букетах аранжировке. Что такое правило «Золотого сечения» во флористике
Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Схема создания композиции цветочной. Золотое сечение в букетах аранжировке. Что такое правило «Золотого сечения» во флористике

Золотое сечение: геометрический метод, при помощи которого можно определить правильные пропорции произведения искусства. В основе метода лежит деление длинны таким образом, чтобы больший отрезок так относился к меньшему, как сумма отрезков (т. е. вся длина) к большему. Пропорциональность достигается путем уменьшения или увеличения частей одинаковой формы, но различной величины. Формула для определения зтой закономерности именуется золотым сечением. Предметы, соотношение частей которых соответствуют этой формуле, производят наиболее приятное зрительное впечатление.

Пропорциональность - соразмерность элементов, согласованная система частей и целого, придающая предмету гармоничную завершенность.

В искусстве с древних времен основой пропорциональных соотношений считается так называемое золотое сечение. Под ним понимают деление линии на две неравные части, при котором меньшая часть так относится к большей части, как большая к целому. Это соотношение наиболее гармонично. Математически его можно обозначить как a:b=b:c. В цифрах его выражают так: 2:3=3:5; 3:5=5:8; 5:8=8:13.

В цветочной аранжировке применяют чаще всего соотношение 3:5=5:8. Это означает, что, например, при размещении цветов в вазе на высоту вазы должно приходиться три части, на высоту цветов над вазой - пять частей и высота всей композиции составит восемь частей. Примерно так же должны соотноситься части в букете, который держат в руках. При создании композиции в плоской вазе используют те же соотношения отдельных частей, но вместо высоты берут обычно диаметр вазы.

Соблюдать правильные пропорции необходимо и при составлении цветочных корзин, композиций в различных контейнерах из горшечных растений и даже бутоньерок. Правильное соотношение отдельных частей и целого, цветов и аранжировочной зелени придает всей работе гармоничную завершенность. Это один из основных секретов успеха.

Опытные мастера на глаз могут находить правильные соотношения частей. Начинающим же полезно потренироваться, используя вазы и другие емкости различной высоты и формы.

Основы составления букетов

Составление букетов - это большое искусство со своими строгими правилами, позволяющими наиболее полно раскрыть природную красоту каждого цветка и создать прекрасное сочетание красок и форм. Форма букетов в различные времена значительно изменялась и во многом зависела от моды. Композиции из цветов и в наше время продолжают развиваться и совершенствоваться. Специальных правил и строгих норм для составления букета нет, здесь требуется известный навык и художественный вкус составителя.

Букет составляют из одного или двух видов цветов, не считая зелени для аранжировки, которой может и не быть в букете. Цветы и зелень в букете располагают свободно, иначе пропадает красота форм и окраски. Рыхлые букеты всегда более привлекательны, чем плотные. Головки цветов не должны располагаться в одной плоскости. Цветы разной высоты выглядят живее, свободнее и естественнее. Крупные округлые цветы не должны быть обращены один к другому или вниз, а тем более не должны свисать. Нельзя допускать, чтобы вертикально располагающиеся стебли перекрещивались между собой, а головки цветов исчезали в декоративной зелени.

Приступая к составлению букета, сначала надо подобрать гармонирующую с ним вазу. В качестве вазы можно использовать любую посуду, лишь бы она составляла гармоническое единство с цветами. Для большего декоративного эффекта цвет вазы, в которую помещают цветы, должен сочетаться с их тональностью или быть нейтральным: черным, белым или серым. Вазы для цветов не должны быть вычурной формы, яркой окраски и иметь различные украшения. Цветы должны гармонировать с вазой не только по цвету, но и по фактуре. Розы, каллы, гвоздики хорошо смотрятся в хрустальной или стеклянной вазе. Букеты из цинний, ноготков, полевых цветов лучше помещать в керамические вазы. Форма букета должна соответствовать форме вазы. Высокие букеты из дельфиниума, гладиолусов, крупноцветных хризантем лучше ставить в высокую вазу с узким длинным горлышком. Букет из астр, левкоев будет больше выигрывать в низких широких вазах.

Правильно найденная композиция букета с вазой, в которой цветы должны располагаться в определенном порядке, тоже имеет значение для восприятия глаза. Внизу, как правило, располагают крупные яркие цветы, вверху - те, что поменьше, нежнее. Чтобы составить приятную для восприятия композицию при числе цветов менее 12, следует брать нечетное число цветов, а вазу с цветами выдержать в определенных пропорциях (по "золотому" сечению). По возможности следует придерживаться таких соотношений:

высота букета: высота вазы - 5:3

ширина букета: ширина вазы - 5:3

общая высота: высота вазы - 8:5

При постановке цветов в плоскую вазу самый высокий цветок должен вдвое превышать длину или диаметр вазы. В любом букете должна быть фокусная точка, на которой отдыхает глаз. Это могут быть более крупные цветы или большее количество мелких цветов, или цветы более светлых тонов. Фокусная точка не должна быть большой, иначе она закроет всю композицию. Для придания букету легкости и воздушности можно использовать растения с изящной ажурной зеленью или мелкими цветами (аспарагус плюмозус, гипсофила летняя, папоротники и т. д.). Декоративную зелень добавляют к букетам также, если цветы не имеют собственной зелени, или она слишком неэффектна.

Одним из основных элементов составления букета является окраска подобранных растений, создающая гармонию красок. Если в букете преобладают цветы одной окраски различной интенсивности, то он составлен по принципу монохроматической гармонии. Если при составлении букетов используют цветы, различные по тональности, противоположных цветов, их называют букетами гармонического контраста. В данном случае одна окраска как бы усиливает другую. При использовании трех и более окрасок, равно отстоящих друг от друга в спектре, букет будет представлять собой многоцветную гармонию (например, желтая, синяя, красная).

Наиболее просто составить букет из одного вида растений и одной окраски цветов различных оттенков от более темного к более светлому. Букет, собранный из цветов различных сортов и окрасок, сложен и требует большего навыка при его составлении. При составлении букета необходимо учитывать, что красный цвет имеет интенсивное тональное воздействие и всегда рельефно выделяется. Он хорош как самостоятельный, а также в небольшом количестве в сочетании с белым и бледно-розовым тонами. Оранжевый и желтый цвет считается самым теплым и означает жизнь, свет, радость. Присутствие синих окрасок приглушает их теплоту. Синие окраски относятся к самым холодным тонам. Синий и голубой цвет хорошо сочетаются со всеми оттенками желтого, оранжевого, нежным оттенком розового цвета, а также белым. Белая окраска в колоритной композиции действует нейтрально. Белый цвет гармонирует со всеми остальными и хорош как самостоятельный. Зеленый цвет, находящийся в шкале окрасок по середине, действует на наш глаз наиболее благоприятно. Зеленые листья различных оттенков сочетаются со всеми красками, улучшают цветочные композиции.

Окраска цветов символична, поэтому букеты делают с учетом значения цветов и колера в каждой стране. Например, белые цветы выражают чистоту, нежность, поэтому к свадьбе обычно дарят белые цветы: гвоздики, розы, каллы. Символичное значение красного цвета - жизнь, любовь, свобода. Красные гвоздики в XIX веке во Франции стали символом борьбы и революции. Такими они вошли и в наш век.

Форма букета зависит также от вида цветов и его назначения. По форме букеты могут быть разными, но все они должны повторять то естественное положение, в котором они находились в природе. По размерам букеты рекомендуется делать от 5 - 10 до 50 см в диаметре. Миниатюрный букетик диаметром 5 - 7 см называется бутоньеркой и предназначается чаще для прикалывания к платью, волосам, шляпкам и лацканом пиджаков. Бутоньерку делают из некрупных цветов и бутонов, обычно одного вида, например, фиалок, миниатюрных роз, веточек левкоев, и прикрепляют к ажурному листу зелени, например аквилегии, дельфиниума или папоротника.

Букеты также бывают круглые и односторонние, удлиненные, маленькие, большие. Круглые букеты составляют так, чтобы цветы можно было видеть со всех сторон. Ими оформляют помещения для приема гостей и других торжественных церемоний. Перед тем, как собрать круглый букет, цветы группируют по размерам и линиям стеблей. Прямой и самый длинный стебель ставят в центре, а более короткие и изогнутые по краям. Цветы разворачивают так, чтобы они смотрели вперед, стебли не пересекались, а аранжировочная зелень располагалась внутри и вокруг букета.

Односторонние букеты составляют из цветов с различной длиной стеблей так, чтобы была заполнена лишь наружная сторона букета. При этом длинные стебли устанавливают сзади, более короткие - впереди. Центр букета заполняют цветами более яркой окраски, а аранжировочная зелень обрамляет их или может ниспадать. Односторонние букеты в вазах могут быть небольшими настенными или большими юбилейными, праздничными. Например, это может быть букет для невесты.

Букеты и композиции для мужчин должны быть лаконичны и в то же время очень активны по цвету и форме. Желательно в таких букетах акцентировать внимание на выразительности растений, а не на их количестве. Особую выразительность букету может придать каркас, с его помощью букету можно придать как самую невообразимую дерзкую форму, так и подчеркнуть естественную роскошность или нежность цветов.

При помощи каркаса возможно создать букет совершенно необычной формы, что не всегда удается реализовать в обычном букете. Все зависит от вашей фантазии. Каркас может быть изготовлен из мягкой толстой проволоки, сплетен из лозы, собран из прутьев. К изготовлению каркаса нужно отнестись очень ответственно, следите, чтобы он был уравновешенный и не заваливался в сторону. Для надежной фиксации делают проволочную ножку, которую обязательно крепят как минимум в трех местах, после чего ее можно обернуть зелеными листьями растений или декорировать специальным материалом. Все конструктивные элементы должны быть прочно соединены между собой тонкой проволокой. Каркас может быть технической частью букета, но с успехом может быть выставлен на показ, и подчеркнуть хрупкость цветов. Изящно переплетенные стебли или ветки деревьев очень декоративны и прекрасно дополнят букет.

Цветы имеют магическое свойство повышать настроение, поэтому праздничная атмосфера вам гарантирована. Аранжировка цветов доставит вам истинное наслаждение, изменит повседневную жизнь с её заботами и проблемами и, конечно, привнесёт в ваш дом гармонию и красоту.

ПРОПОРЦИИ

Цветочная композиция состоит из нескольких непосредственно видимых элементов – сосуда, растительного материала и, возможно, подставки и аксессуаров. Соблюдение пропорций означает, что размер каждого из этих элементов таков, что в целом композиция производит приятное впечатление – проще говоря, композиция выглядит соразмерной. Для судьи на выставке термины «пропорциональность» и «соразмерность» означают разные вещи, но в общем различие между ними не так велико, чтобы придавать ему значения.

Важна в основном для пейзажных, небольших и миниатюрных композиций, которые можно испортить слишком крупным цветком или непропорционально большим аксессуаром. Несоразмерной может быть композиция в любом стиле, если нарушено соотношение между размером сосуда и высотой растений. В течение веков идеальные пропорции находили по правилу «золотого сечения». Оно удовлетворит любого судью на выставке и пригодится для незамысловатых «домашних» композициий, однако при составление линейных или других смелых композиций ему зачастую не следуют.

Даже при соблюдении пропорций композиция может не сочетаться с фоном или обстановкой, в которой она находится. Этого можно избежать, если заранее продумать некоторые важные вещи. Первостепенное значение имеет стиль комнаты – очевидно, что абстрактная аранжировка не подойдет к комнате в деревенском стиле. Также важно учитывать размеры комнаты – в просторной прихожей с высокими потолками небольшая композиция будет выглядеть комична.

Имеет значение фактура стен: пестрые обои – плохой фон для одностороннего букета, так же как белая или кремового цвета стена – для аранжировки, в которой много бледных цветов. Цветочные композиции не должны мешать – например, композиция на обеденном столе не должна загораживать собеседников, композиция в прихожей не должна мешать проходу и т.п. В условиях выставки термин «фон» имеет другое значение: он обозначает непосредственно окружение аранжировки, которое нужно оформить так, чтобы аранжировка выглядела наиболее эффективно.

ТЕКСТУРА

Растения имеют разную текстуру – глянцевитую, бархатистую, пушистую, матовую, с колючками и т.д. Блестящий цветок выглядит более ярким рядом с матовой зеленью, блестящие листья в композиции при сильном освещении заставляют ее всю искриться. Разные текстуры растений позволяют избежать однообразия, хотя применительно к аранжировкам в массивном и линейно-массивном стиле это последнее из требований, которым призвана отвечать удачная композиция.

УРАВНОВЕШЕННОСТЬ

Равновесие аранжировки имеет первостепенное значение – несбалансированная ассиметричная композиция может легко опрокинуться. По этой причине важно иметь надежный крепеж, сосуд должен быть достаточно тяжелым, чтобы выдержать вес растительного материала. Чем менее симметрична композиция, тем тяжелее должен быть сосуд – при необходимости в него добавляют песок, гравий и т.п.

Визуальная сбалансированность – нечто иное, чем физическое равновесие, и заключается в требовании, чтобы композиция выглядела устойчивой, даже если она явно смещена относительно оси симметрии. Существуют разные приемы зрительно утяжелить более легкую сторону аранжировки – известно, что темные цветы выглядят более тяжелыми, нежели светлые, круглые – более тяжелыми, чем трубчатые. До сих пор мы обсуждали баланс сторон, но есть также баланс верха-низа. Крупные цветы в середине или внизу аранжировки создают впечатление уравновешенности – при неправильном размещении цветов композиции цветов композиция может выглядеть несбалансированной, что видно на рисунках внизу.

ДИНАМИЧНОСТЬ

Для того чтобы композиция приобрела динамичность, используют приемы и материалы, заставляющие глаз перемещаться от одной части букета к другой. Такое перемещение возможно благодаря присутствию в композиции ритма. Без ритма (как, например, в букете распустившихся роз в вазе) аранжировка выглядит однообразной и статичной.

Для большей части традиционных многосторонних композиций ничего особенного для этого не требуется, однако для многих линейно-массивных композиций фронтального обзора и для большинства аранжировок в свободном стиле важен другой принцип построения – доминирование. Он заключается в том, что одна или несколько частей в композиции на какое-то время привлекают к себе внимание – такое место называют фокусной точкой, центром внимания, доминантой.

Фокусную точку обычно создают, включая в композицию небольшую группу эффектных цветов – мы называем их основным растительным материалом. Есть и другие способы создания фокусной точки – необычная форма сосуда, листья необычной формы или окраски, изысканный фон для выставочного экспоната т.п. Золотое правило в этом, как и в других случаях, - не переусердствовать, чтобы фокусная точка не отвлекала внимание от других частей композиции. Поэтому в обычной линейно-массивной композиции рекомендуют не использовать в качестве фокусной точки крупный одиночный цветок, особенно ярко-окрашеный или белый.

Аранжировки

Умение составлять композиции зависит главным образом от вкуса, знания декоративных качеств цветов, навыка и разработанной техники по составлению аранжировок.

По составу цветов аранжировки могут быть однотонными - из цветков одного вида, сорта. Так, всегда хороши белые композиции. Их можно составлять с зеленью и без нее, например белая гвоздика со спаржей, белые тюльпаны с однолетней гипсофилой.

Сложные аранжировки подбирают из гармонирующих или контрастных двух или нескольких тонов из растений с одинаковой или разной формой цветка, например, из гладиолусов, георгин, астр белых, палевых и розовых тонов.

При составлении сложных аранжировок очень важен правильный подбор и сочетание цветов. Белый цвет, являясь нейтральным, хорошо сочетается со всеми другими цветами, оттеняя их; может быть помещен среди негармонирующих расцветок: например, между фиолетовым и красным, синим и фиолетовым цветами.

Черно-бурый и черно-фиолетовый цвета скорее оригинальны, чем красивы. Эти мрачные тона встречаются у георгин и гиацинтов, реже у тюльпанов. Оба тона вьопгрывают в контрасте с белыми, розовыми, желтыми колерами.

Зеленый цвет - цвет листьев. Он имеет различные оттенки, сочетаемые со всеми красками, и служит фоном. Лучшим материалом для фона являются листья пионов (с куста срезают не более 2-3 листьев во избежание ослабления растений), стебли спаржи многолетней, кохии гипсофилы, василистника, золотарника, астры европейской, декоративных трав.

Красный цвет наиболее привлекательный и активный, широко распространен, хорош как сам по себе, так и в сочетании с белым и желтым тонами. Встречается много оттенков красного цвета, приближающихся к пурпурным и фиолетовым тонам. Красные антуриумы, гладиолусы, розы, гвоздики, львиный зев, астры, георгины, астильбы широко используются в аранжировках. Красный цвет ассоциируется с жизнью, любовью, революцией, свободой, огнем, праздником.

Оранжевый и желтый цвета - самые яркие, броские и теплые кол еры золотой осени. Растений с оранжевыми и желтыми цветами много. Эти цвета вызывают радость, олицетворяют солнце, тепло. Это бархатцы, ноготки, гелениумы, гайлярдии, кореопсисы, рудбекии и многие другие. Их тона великолепны в сочетании с голубым, синим, лиловым или фиолетовым цветами. Особенно хороши в сочетании оранжевый и синий колеры, например, мелколепестник красивый с инулей железистой.

Синий цвет - наиболее спокоен, хорош рядом с белым розовым, розово-желтым и огненно-оранжевым тонами.

Фиолетовый цвет - самый мрачный, глухой, осветляется белым, неплохо гармонирует с оранжевым и желтым, но применяется редко, хотя, например, аранжировки из аконита фиолетового в сочетании со стеблями спаржи бывают удачными.

Промежуточные (не основные) тона, такие, как розовый, лиловый, голубой, сиреневый, перламутровый, палевый, могут быть использованы с белым цветом или в контрасте: розовый с голубым, желтый с сиреневым.

Подбор растений должен быть продуман не только по окраске, форме цветка или соцветия, но и по назначению - для какой цели декоративные растения предназначены.

Наиболее распространенными формами аранжировок из цветов являются букеты и свободные композиции. В букетах цветы должны располагаться легко, свободно, с естественным изяществом. Букеты могут быть односторонними и круглыми, однотонными и раз-ноколерными. По размерам рекомендуется делать букеты от 5-10 до 50 см в диаметре.

Миниатюрный букетик диаметром 5-7 см называется бутоньеркой. Он имеет одностороннее строение и предназначается чаще всего для прикалывания к платью, пальто, волосам. Делают бутоньерки из мелких соцветий или цветков: из садовых ландышей, душистого горошка, фиалок, маргариток, пролесок, многолетних гвоздик; для фона или отделки используют зелень спаржи, гипсо-филы, агростиса туманного, папоротника.

Небольшой букет диаметром 20-25 см может быть как односторонним, так и двухсторонним, однотонным и разноколерным. Цветы для таких букетов берут более изысканные: гвоздику с зеленью, тюльпаны, нарциссы, астры однолетние, белые лилии, пионы в полуроспуске в сочетании с гипсофилой многолетней, левкои и т. п.

Наиболее распространены букеты среднего размера, диаметром 30-35 см. Такие букеты предназначаются для украшения комнат или для подарка.

Наконец, для оформления коллективных торжеств можно делать большие букеты (односторонние или круглые) диаметром 50 см и больше. Составляют их из наиболее ценных и красивых цветов, используя иногда в качестве фона или отделки стебли и листья папоротника, спаржи, гипсофилы и т. п. В центре такого букета помещают колосовидные соцветия или крупные цветки. Круглый букет можно окаймлять мелкими цветками или цветочками спаржи. Укладку цветов в букет производят так, чтобы они лежали рыхло, воздушно, но не рассыпались.

Для букетов пригодны высокие, средние и низкие вазы, а также чаши и блюдца различных форм, сделанные из стекла, фарфора, пластмассы, глины. Посуда для срезанных цветов должна быть красивой, строгой - без крикливых рисунков и узоров. В черной вазе, например, красиво выделяются ноготки, в темно-синей - розовая годеция, в белой - пионы, в хрустальной - садовые ландыши. Для ярких цветов лучше брать вазы скромных тусклых тонов, для цветов неяркой окраски - вазы наиболее броских тонов.

Для декорирования комнат можно рекомендовать не готовые, собранные и оформленные букеты, а свободные композиции из срезанных цветов: 2-5 цветков и 1-2 ветки зелени - получается законченное цветочное оформление, например 2-3 цветка калл с веткой сосны или 2-3 гвоздики и побеги аспарагуса перистого; лист сансевьеры с 3-4 листьями бегонии эритрофилла; 3-5 тюльпанов и 1-2 ветки вербы с пушистыми соцветиями.

Для аранжировок пригодны цветы и с длинными, и с короткими цветоножками. Для свободного расположения цветов в плоских, широких и низких вазах, чашах, блюдцах, наполненных водой, питательным раствором или влажным мхом или синтетическим субстратом, имеется ряд несложных приспособлений в виде круглых или эллипсовидных держателей, сделанных из нержавеющей стали, керамики с отверстиями или из проволоки, бамбука, пластмассы. Применяются также и конусовидные трубки разных диаметров, вставляемые в вазы; уцобны различной формы ячеистые пластинки и сетки, круглые или овальные наколки - свинцовые, цементные, керамические с тонкими иглами. Наколки опускают в воду на дно вазы, а на иглы накалывают цветоножки цветка - получается эффектная аранжировка из небольшого количества цветов.

Композициям на наколках или держателях можно придавать самую различную форму, высоту. Цветы могут быть расположены на разных уровнях, сближены или удалены.

При составлении аранжировок используется так называемый принцип золотого сечения, когда какой-то отрезок делится на две части таким образом, что большая его часть относится к меньшей так, как весь отрезок к большей части. Приближенно это соотношение равно 5:3, точнее 8: 5. Подобное соотношение для глаз человека кажется наиболее красивым. Что касается форм аранжировок (букетов, бутоньерок), то они зачастую зависят от формы цветка, соцветия, их цвета, размера и т. п. Так, букеты круглой формы обычно создают из растений, имеющих округлые формы соцветий, например, астр, ноготков, гайлардии, бархатцев и т. п. Овальные букеты составляются из соцветий удлиненной формы, например шпажника, шпорника, ирисов, наперстянки. Красивы букеты треугольной формы; они подходят для украшения низеньких столиков и праздничного стола. Вертикальное построение букета в виде узкой, прямой, вертикальной линии возможно из цимицифуги, эремурусов, кларкии, люпина и др. Интересны и асимметричные формы аранжировок в виде месяца или извилистой линии из разных растений, которые имеются под рукой.

Для внутреннего озеленения жилых комнат и общественных помещений рекомендуются не только аранжировки из срезанных цветов (рис. 125), но и цветущие декоративные растения, такие, как бегония всегдацветущая, астры, бархатцы, алиссум и др., которые продаются весной и летом в цветочных магазинах. В настоящее время комнатное цветоводство располагает разнообразным ассортиментом растений с декоративными листьями и побегами, которые с успехом также можно использовать для аранжировок (см. приложение). Например, очень хорошо смотрятся в вазах листья бегоний, изящные воздушные побеги аспарагусов, стройные стебли циперусов с коронкой листьев или длинные линейные листья офиопогонов. Ремневидные темно-зеленые листья кливий, поставленные в вазу, очень красивы сами по себе и особенно в сочетании с побегами циперусов. Для ваз пригодны узколинейные зеленые и пестролистные листья рейнекий. Красивы орнаментальные блестящие листья монстер, калл, многих видов бегоний, у которых, пожалуй, самая богатая палитра раскраски, разнообразные формы и величина, опушенность, длина

Пропорции аранжировок: 1 - букет круглой формы; 2 - овальная форма букета; 3. 4, 5- аранжировки треугольной формы; 6- лунообразная форма букета; 7 - букеты вертикальной формы

Приспособления и наколки для укрепления срезанных цветов

Прелестны побеги пеперомий и марант, особенно маранты Керховена с нежными, некрупными листьями, имеющими парные, резко заметные, темно-зеленые пятна вдоль главной жилки. Хороши для разных аранжировок облиственные стебли зебрин и традесканций зеленолистных и пестролистных форм. Красивы пурпуровые побеги сеткреазий. У хлорофитумов, бильбергий и саксифраг можно использовать как молодые отводки, так и развитые розетки листьев.

Сегодня я хочу расказать об основах флористики , основы которые применимы к любой флористической композиции составленной своими руками, будь она из живых , сухих , искусственных цветов , или вообще не из цветов, а из фруктов или конфет. Существует несколько основных принципов флористики композиции:

1. Замысел, конструкция - основной план аран­жировки, на основе которого она создается. Кон­струкция имеет три параметра: высоту, ширину и глубину. Мастер цветочной аранжировки вначале мысленно ее представляет в готовом виде и только после этого приступает к работе.

2. Пропорция - это соотношение раз­мера растений и сосуда, пропорция между цвета­ми, листьями, вазой, соотношение размера гото­вой композиции и помещения, витрины, где она будет стоять. Соблюдение пропорций означает, что в целом композиция производит приятное впечатление- композиция выглядит соразмерной. Несоразмерной может быть композиция в любом стиле, если нет соотношения между размером сосуда и высотой растений. Для соблюдения пропорции в создании композиций исходят из классической формулы «золотого сечения». При вертикальном положении букета, если всю высоту разделить на 8 частей, то из них 5 долж­ны приходиться на цветы, а 3 на вазу. Или размер самого высокого цветка должен быть равен 1,5 высотам вазы (светлые цветы и бутоны - выше, более темные - ниже). При горизонтальном положении, когда букет располагается в низкой, плоской вазе , следует учитывать диагональ или диаметр вазы. Самая длинная ветка, цветок по «золотому сечению» должны составлять 5 частей, самые короткие 3 или размер самого длинного цветка 1,5 диаметра или диагонали вазы.

3. Фокусная точка - центр внимания компози­ции, такое место, куда притягивается взгляд. Это могут быть более крупные цветы или группа мел­ких цветов, расположенных у краев вазы. Фокус­ная точка не должна быть большой, иначе она может испортить всю композицию.

4. Ритм - это движения в композиции, которое можно достигнуть чередованием формы и цвета, сменой размеров цветов. Без ритма аранжировка выглядит однообразной и статичной.

5. Уравновешенность - имеет важное значение, несбалансированная ассиметричная композиция может опрокинуться. Визуальная сбалансированность, это не много другое, чем физическое равновесие, и заключается в требовании, чтобы композиция выглядела устойчивой, даже если она ассиметрична. Существует несколько приемов зрительного утяжеления более легкой стороны аранжировки - темные цветы более тяжелые, чем светлые, круглые более тяжелые, чем трубчатые. Существует баланс между верхом и низом. Крупные цветы в середине или в низу аранжировки создают впечатление уравновешенности.

6. Гармония - это эстетическое качество компо­зиции, эстетическая ценность, при которой все части аранжировки, их форма и цвет дополняют друг друга.

7. Цвет - один изосновных эле­ментов правильно составленной композиции. По­может здесь цветовой круг, в котором распо­лагаются оттенки спектра солнечного луча, про­пущенного через призму, и переходные тона. Все цвета можно разделить на теплые (крас­ный, оранжевый, желтый) и холодные (синий, сине-фиолетовый, фиолетовый, зеленый). Читайте о способах гармоничного сочетания цветов

Золотое сечение во флористике

Закон пропорций применяется в дизайне и флористике для создания гармоничных букетов, композиций. Эти работы построены на принципах золотого сечения и чисел Фибоначчи, которые уравновешивают различные элементы в целой работе.

Во флористике применяют чаще всего соотношение 2: 3, 3: 5: 8. Это означает, что, например, при размещении цветов в вазе на высоту вазы должно приходиться три части, на высоту цветов над вазой - пять частей и высота всей композиции составит восемь частей. Примерно так же должны соотноситься части в букете, который держат в руках.

При создании композиции в плоской вазе используют те же соотношения отдельных частей, но вместо высоты берут обычно диаметр вазы. Обязательно учитывать его на 1-м этапе, при построении всех работ, далее - это правило будет "срабатывать" автоматически. Опытные мастера на глаз могут находить правильные соотношения частей. Начинающим же полезно потренироваться, используя вазы и другие емкости различной высоты и формы.

Пропорции в работах:

1 ) По высоте.

Измеряем высоту вазы, определяем, сколько частей она будет составлять (1, 2,3), вычисляем высоту (3 части, 5 частей или 8) будущей композиции через пропорции, отмечаем высоту подручным материалом. При создании букета обычно пропорции строятся относительно места связки, вверх идет 5 частей, вниз 3 части.

При ниспадающих композициях на подставках учитывается его высота, высота вазы.

2 ) По длине.

Измеряется длина вазы, или диаметр, и пропорционально вычисляется ширина будущей работы.

3 ) По высоте и длине.

Работа имеет горизонтальное направление, хотя за основу в расчетах берется высота вазы. Это соотношение часто называется закон рычага , т.е. чем длиннее отрезок, тем зрительно массивнее должен быть центр тяжести. Главное - соблюдать оптический баланс, чтобы работа не "запрокидывалась". На иллюстрации - высота вазы 1 часть, длина работы - 5 частей.

4 ) В распределении материала в работе (масса материала). Чаще всего наблюдается в постановке так называемой асимметричной группы, где главная композиция составляет 8 частей, рядом расположенная 3 части, и дальняя - 5 частей. Соблюдаем в букетах, группируя цветы и листья, в коллажах, в композициях, в венках.

Нашел соотношение цифр математик Леонардо Пизанский (или Фибоначчи).

1 :1:2:3:5:8:13:21:34.

Последовательность, в которой каждое последующее число равно сумме двух предыдущих чисел.

Цвет и его воздействие

Одно из свойств материальных объектов, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Цвет - важнейшее средство художественной выразительности в искусстве флористической аранжировки.

Цвет - уникальный "инструмент" дизайнера, позволяющий добиваться потрясающих эффектов. Безусловно, выбирая цветовую гамму для оформления дома, надо прислушиваться к своим чувствам, но, чтобы интерьер выглядел стильным, цветочная аранжировка должна идеально вписываться в общий ансамбль. Один из традиционных, неизменно популярных вариантов - использование в композиции оттенков, уже присутствующих в интерьере.

Чтобы понять значение цвета как средства выражения художественного образа необходимо разобраться в его природе. Сам по себе феномен цвета не прост: в нем содержатся и объективное начало (свет), и субъективное (зрение). Только свет рождает цветовое богатство окружающего нас мира. Проблема цвета, цветовой гармонии, воздействия цвета на человека, его восприятия всегда привлекала людей. Для флориста очень важно знать, что цвет является сильным эмоциональным фактором и может использоваться для того, чтобы создать или поддержать настроение. С помощью различных оттенков в аранжировке можно усилить или, наоборот, смягчить общее цветовое воздействие оформления, внести в него новые штрихи, создать акцент.

Из всего цветового разнообразия окружающего нас мира можно выделить три хроматических цвета - красный, желтый и синий, а также два ахроматических - черный и белый. Когда говорят о цветовом решении, то в основном оценивают впечатление от двух или нескольких цветов. Цветовая гармония принадлежит к наиболее сложным аспектам эстетики, так как отношение человека к цвету формируется под влиянием множества разнообразных факторов. Как правило, оценка определяется чувством, вызванным данным сочетанием тонов. Природа зачастую предлагает просто великолепные примеры гармонии цвета, которые можно перенести в свою работу, а современное многообразие растительного материала позволяет воплощать в аранжировках практически любые цветовые решения.

Цвета, которые нельзя получить посредством смешения, называют основными, или первичными, цветами. Это - желтый, красный и синий. В основе теории цвета лежит цветовой круг. Круг состоит из многочисленных чистых цветов, у каждого из которых есть светлые и темные оттенки. Существуют три основных способа гармоничного создания этих цветов.

Самый смелый - сочетание контрастных цветов, располагающихся на круге друг напротив друга, самый спокойный - сочетание похожих цветов, располагающихся на круге по соседству, а самый изысканный - использование разных оттенков одного цвета.

Цвета различаются по свойствам. При малейшем их различии появляются незначительные отклонения и возникает напряжение в восприятии. Большие различия очень выразительны, и в этом случае мы говорим о полярном контрасте или противоположности. Желтый, например, рядом с тусклым черным очень выделяется, а рядом со светло-зеленым, его светлость едва ли будет заметной, в глаза бросится только изменение цвета.

Построение цветочной композиции на основе цветового контраста позволяет достичь богатого напряжения, живого воздействия, акцентирования внимания на конкретных элементах. Посредством выбора определенного цветового контраста можно привести особые свойства цветов к экспрессивному воздействию. Чистые, ясные цвета светятся, например, более ярко в окружении смешанных, приглушенных цветовых оттенков.

Каждый оттенок цвета имеет свое воздействие. Оно исходит из свойств краски, имеющей свою освещенность и чистоту. У каждого человека свои цветовые предпочтения, но в целом люди воспринимают цвета одинаково.

Рассмотрим некоторые оттенки цвета и их воздействие. При этом рассматривать будем не только чистые цвета, но и смешанные, так как они составляют значительную часть цветочных композиций.

Белый цвет . Чувственные и оптические явления: светлый, чистый. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, связаны со спокойствием и праздничностью. Воздействие внутри цветовой комбинации: дает свет.

Желтый, золотисто-желтый цвет . Чувственные и оптические явления: лучистый, струящийся, солнечный. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, - взбудораживающие, бодрящие. Воздействие внутри цветовой комбинации: приносит широту и лучистость в картинку, добавляет живость.

Бежевый, песочный цвет . Чувственные и оптические явления: матовый, сухой. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, - успокаивающие, но не охлаждающие. Воздействие внутри цветовой комбинации: тихий, контрастный или промежуточный тон.

Цвет молодой листвы и цвет липы . Чувственные и оптические явления: свежий, зовущий прислониться. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, - дружественные. Воздействие внутри цветовой комбинации выражается в необходимости партнера, который бы поддерживал (коричневый, темно-зеленый, темно-синий).

Розовый цвет, цвет лососины . Чувственные и оптические явления: нежный, мягкий. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, - смягчающие. Воздействие внутри цветовой комбинации: приносит дружественную, мягкую освещенность в игру цвета, без темных партнеров смотрится тускло, блекло, слабо.

Светло-голубой, цвет неба . Чувственные и оптические явления: воздушный, свежий, мягкий. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, - мечтательность, освобождение.

Нежно-лиловый, пастельно-фиолетовый цвет . Чувственные и оптические явления: бессильность, нерешительность. Цветовые настроения, исходящие от цветового тона, - сдержанность, пугливость.

Светло-серые тона . Чувственные и оптические явления: светлые, бесцветные, туманные.

Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, успокаивают, отвлекают. Воздействие внутри цветовой комбинации - средние и сильные контрасты располагаются нейтрально.

Черный, антрацит, темно-серый . Чувственные и оптические явления: темные, мрачные, безжизненные, спокойные. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, - серьезность, сдержанность. Воздействие внутри цветовой комбинации: приносят глубину и бесконечность, слишком мрачные.

Фиолетовый цвет . Чувственные и оптические явления: тяжелый, глубокий. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, - серьезность, обдуманность. Воздействие внутри цветовой комбинации: углубляет и успокаивает.

Синий цвета ночи, синий ультрамарин . Чувственные и оптические явления: спокойные, отрезвляющие, ясные. Цветовые настроения, исходящие от цветового тона, - господство без возбуждения чувств. Воздействие внутри цветовой комбинации: заставляют светиться "солнечные" тона.

Пурпурно-красный . Чувственные и оптические явления: полный мягкой жары. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, - возвышает, создает чувства существенного. Воздействие внутри цветовой комбинации: приносит наполненность и глубину.

Черно-коричневый . Чувственные и оптические явления: массивный, крепкий. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, - стабилизирующие. Воздействие внутри цветовой комбинации - притупляет напряжение живых цветов.

Темно-зеленый . Чувственные и оптические явления: спокойный. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, - смягчающие. Воздействие внутри цветовой комбинации: подчеркивает естественность.

Красный, кресс . Чувственные и оптические явления: активные, неспокойные, громкие. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, - возбуждающие, активизируют, направлены наружу. Воздействие внутри цветовой комбинации: приносят напряжение, оживленность.

Оранжевый . Чувственные и оптические явления: теплый, живой. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, - веселые, оживляющие. Воздействие внутри цветовой комбинации - активизирует, не оттесняя.

Зеленый . Чувственные и оптические явления: пассивный, спокойный, естественный. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, - успокаивающие. Воздействие внутри цветовой комбинации: естественная натуральность, подчеркивает рост.

Бирюзовый, голубой лед . Чувственные и оптические явления: холодные, влажные. Цветовые настроения - охлаждающие, приглушающие. Воздействие внутри цветовой комбинации: привлекает, охлаждает, подчеркивает "солнечные" тона.

Ржаво-коричневый , каштаново-коричневый, медно-коричневый. Чувственные и оптические явления: теплые, крепкие, стабильные. Цветовые настроения - вызывают чувство уюта и комфорта. Воздействие внутри цветовой комбинации: создает связи, укрепляет и обогащает.

Кофейно-коричневый , шоколадно-коричневый. Чувственные и оптические явления: солидные, приземленные. Цветовые настроения - придают уверенность, прочность.

Серый . Чувственные и оптические явления: безжизненность, затемненность. Цветовые настроения - нейтрализует, приглушает. Воздействие внутри цветовой комбинации: может быть слишком стерильным, является посредником между белым и черным.

Цветовое настроение композиции зависит от:

1 . Количества. В большинстве случаев тот цвет, которого использовано больше, задает тон и определяет, успокаивает или пробуждает, веселит или заставляет задуматься, действует расслабляюще или приятно волнует цветочная аранжировка.

2 . Выбранной гармоничности. Сочетание с незначительным контрастом смотрится не так напряженно, мягче, чем гармоничность с большим контрастом.

3 . Качества. Использование множества чистых красок может легко привести к пестроте, в которой ни один цвет не может передать особое настроение. Смешанные цвета, наоборот, соединяют и смягчают, создают обрамление, в котором чистый цвет может расширить свое воздействие.

4 . Расположение красок. Если краска однородно распределена в композиции, ее воздействие несильное. Если же она сосредоточена в одном месте, ее воздействие значительно усиливается.

Следует помнить, что правила построения произведений из цветов исходят из ассоциативного восприятия цвета.

Кто-то считает, что флористика – это несложное занятие, обучиться которому может каждый. Другие полагают, что натуральная или искусственная флористика – это непосильная задача для обычного человека, не обладающего должными знаниями, навыками, художественным вкусом и креативным мышлением. На самом деле верны и первое, и второе утверждение.

Флористика — это декоративно прикладное искусство по сборке различных цветочных композиций, имеющее свою и техническую, и творческую сторону. А это значит, что обучиться может действительно каждый — в первую очередь при наличии желания. Потому, если близится день рождения любимой подруги, мамы или просто распустились розы в саду – не откладывайте свой первый урок и попробуйте самостоятельно собрать букет. Помогут в этом простые и понятные рекомендации опытного флориста.

Информация: Основная задача флористики – это обеспечить цветочное оформление интерьера, наряда, автомобилей на праздник, составление повседневных композиций для рабочих, торговых и жилых помещений, а также сборка букетов различных видов и предназначений. Кроме того, флорист может создать аксессуары из цветов – рамки, арки, гирлянды, корзинки, сумочки и даже колье с браслетами.

Подготовительный этап

Сборка букетов начинается с подготовки сырья и инструментов. Сырье – это в первую очередь сами цветы, а также вспомогательные элементы:

  • мелкие бутоны и цветочки;
  • зеленые веточки, травки, папоротники;
  • декоративные аксессуары – бабочки, мишки, сердечки и т.д.

Из инструментов нужны обязательно ножницы или секатор, нож, ускорят и облегчат работу степлер, канцелярская липкая лента (флористы используют специальную профессиональную). Понадобятся декоративная сетка, пленка или бумага для упаковки готового букета, возможно, некоторые дополнительные инструменты или декоративные детали.

Важно: чтобы букет смотрелся гармонично, следует запомнить одно простое правило: та его часть, которая будет в связке или в вазе, равняется примерно одной трети от общей высоты композиции. Есть и другие пропорции – пять частей от высоты цветов остаются снаружи, три части погружаются в вазу. Это правило работает для классических вертикальных букетов.

Варианты сборки

У флористов существует несколько способов сборки букетов. Просто собрать в охапку цветы и зелень, перевязать бечевкой и обернуть клеенкой нельзя – это будет некрасиво и неаккуратно. Хотя в некоторых случаях профессоналы используют именно такой прием, чтобы получить оригинальную и необычную композицию. Но новичкам лучше ознакомиться с классическими техниками сборки букетов, а потом уже переходить к креативным экспериментам. Существуют такие основные виды:

  1. Параллельная.
  2. Спиральная.
  3. Асимметричный.

Один из популярных сегодня хобби – это флористика своими руками. Так называется декоративно-прикладное искусство по составлению цветочных композиций. Целью является создание особой атмосферы для определенных событий или праздников. Если вы хотите попробовать себя в таком творчестве, то узнайте о нем побольше из информации ниже.

Что такое флористика

Под флористикой понимают искусство составления букетов. Это один из видов дизайна, результатом которого являются цветочные букеты, панно или коллажи. Такая работа имеет как техническую, так и творческую сторону. Целью же флористики выступает оформление какого-либо праздника или события, выражение их темы или идеи за счет природных композиций из цветов и листьев. Начинающим дизайнерам в этой области стоит обратить внимание на несложные коллажи или букеты. В результате такое хобби может стать настоящей профессией. С чего же начать – изучите основы флористики для начинающих.

Составление букетов

В этом творческом и увлекательном занятии для начинающих существует ряд простых, но важных правил. Первым делом нужно определиться, для кого букет – для мужчины или женщины. Важен и повод, по которому преподносят такой подарок. По этим критериям и выбирают вид растений, их количество, цвет и размер. Перед тем как составить букет начинающим рекомендуется мысленно представить его в уже готовом виде.

Флористические композиции

При составлении флористических композиций из роз, лилий, гвоздик или любых других цветов основным для начинающих считается соблюдение пропорций. Это касается соразмерности сосуда и растений, бутонов, вазы и листьев. В целом композиция должна быть гармоничной. Золотое сечение во флористике тоже действует. Оно заключается в следующем:

  1. Если букет расположен вертикально, то 5 из 8 частей должны приходиться на него, а оставшиеся 3 – на вазу.
  2. Когда композиция более вытянута в горизонтальном направлении, т.е. растения находятся в низкой вазе, самые короткие ветки составляют 3 части, а самые длинные – 5. Или по-другому – длинный цветок равен 1,5 диаметра горшка.

Составление букетов из живых цветов

Существуют разные виды букетов. Основная классификация – женские и мужские. Кроме того, есть разделение по назначению букета:

  • свадебные;
  • детские;
  • траурные;
  • ежедневные;
  • праздничные.

Оформление букетов из живых цветов для начинающих может быть сложным, поэтому рекомендуется использовать только один тип растений. Так проще разобраться с оттенками, формой и видом букетов. Основным типом являются массивные – в них между элементами отсутствует пространство, а растения представлены в количестве не более 2-3 сортов. Помимо них, существуют следующие букеты:

  • круглые;
  • бутоньерки;
  • свободные;
  • односторонние;
  • цветочная бижутерия.

По размеру букеты могут быть разными. Большие подойдут для Дня рождения, а маленькие – для свадьбы. В целом технология по составлению для начинающих выглядит так:

  • определение формы букета – количество растений, их сочетаемость;
  • срез растений;
  • сборка элементов в букет, оформление;
  • размещение в вазе с водой.

Сочетание цветов в букете

Одним из неотъемлемых элементов успеха начинающих флористов считается сочетание цветов в букете. Очень важно чувствовать, какие оттенки дополняют друг друга, а какие просто не могут использоваться вместе. Помимо гармоничного сочетания цветовой гаммы, ее нужно правильно подобрать. Теплые оттенки оживят букет, а холодные сделают его более сдержанным. К первым относят оранжевый, красный и желтый, а ко вторым – синий, зеленый, фиолетовый. С помощью теплой гаммы можно зрительно приблизить элементы. Холодные же оттенки, наоборот, отдаляют детали.

Оформление букетов из живых цветов

Помимо составления самой композиции, важным является ее конечное оформление. Декор не должен перетягивать на себя внимание, поэтому оптимальным вариантом считаются ненавязчивые украшения. Упаковка букетов из живых цветов для начинающих имеет ряд особенностей. Главное условие – оформить букеты в зависимости от назначения:

  • новогодний – фигурки птиц, зелень, конфеты;
  • на рождение ребенка – сердечки, мишки, маленькие игрушки;
  • романтичный букет – бабочки, бусины, звездочки;
  • для свадьбы – белые, ажурные, воздушные элементы;
  • осенний букет – веточки с ягодами, птички.

Составление букетов из искусственных цветов

Если нужна яркая и долговечная композиция или нет возможности ухаживать за ней, то оптимальным вариантом будет составление букетов из искусственных цветов. Для их создания начинающими и опытными флористами используются разные материалы – ткань, воск, металл, бисер, бумагу или кожу. Первым делом создают выкройку элемента, а уже затем его собирают из заготовок. Цельная композиция может выглядеть по-разному. Букет, растение в горшочке, корзинка или кашпо, садовые элементы – это стандартные варианты для флористики с искусственными цветами.

Материалы для флористики

Основным материалом для флористики являются разные элементы растительности. Это могут быть живые, сухие или искусственные цветы. Все они делятся еще на 3 группы:

  1. Линейный растительный материал. Это длинные стебли, высокорослые декоративные растения, крупные листья.
  2. Основной растительный материал, или доминанта. Сюда относятся крупные соцветия и бутоны, яркие листья.
  3. Дополнительный материал, или наполнитель. В эту группу входят некрупные элементы – бутоны или листья, функция которых прикрывать крепеж.

Наряду с растительным материалом, существуют еще флористические аксессуары. Их функция – дополнять композицию и замысел дизайнера. В качестве аксессуаров используются самые разные детали:

  • банты;
  • ленты;
  • свечи;
  • ракушки;
  • фигурки животных;
  • камешки;
  • колокольчики;
  • подставки.
  • материалы для флористики

Инструменты флориста

Любому начинающему или тому, кто уже серьезно увлекся цветочным дизайном, обязательно потребуются инструменты флориста. В любой композиции важно чем-то закрепить все элементы. Для этого используется флористическая пена. С такой же целью применяются цветочные булавки. Только с их помощью крепят ленточки, которая необходима для оформления стебля или маскировки проволоки. Помимо этих инструментов, начинающие и опытные флористы используют следующее:

  1. Плоскогубцы и кусачки. Необходимы для резки и работы с проволокой в целом.
  2. Цветочный секатор, садовые ножницы. Они должны быть острыми, чтобы срез деревянных веточек или толстых стеблей получался ровным.
  3. Клеевой пистолет с палочками. Применяются для крепления в сосуде пены и создания букетов из искусственных цветов или сухоцветов.
  4. Степлер. Скобками можно крепить различные небольшие детали.

Секреты флористики

  1. Для продления свежести букетов стоит выбирать растения, которые живут дольше остальных. Еще можно держать их в холоде и почаще менять воду – через 1 или 2 дня.
  2. Обязательное правило – растений в букете должно быть нечетное количество. Четное подходит только для траурных поводов.
  3. Размер зависит от повода. Для серьезного торжества нужен и букет побольше. Универсальным же вариантом считаются композиции диаметром 25-20 см.
  4. Формировать букет рекомендуется с самого объемного элемента, который будет центром. Следующие детали добавляют по спиральному принципу. Интересный вариант – сочетание цветков разной фактуры, например, розы и гиперикума или красной герберы.

Обучение флористике

Сейчас очень большой популярностью пользуются школы или просто курсы флористики. Они предоставляют целый спектр услуг для желающих обучиться такому искусству. Начинающий флорист или же профессионал может их посетить. Вводные занятия, лекции, мастер-классы и семинары, в ходе которых можно не просто узнать о дизайне букетов, но и попробовать самостоятельно их составить. Кроме специальных курсов, существуют другие способы учиться на флориста. Начинающие могут онлайн посмотреть видеоуроки или мастер-классы и даже прочесть интересные книги.

Мастер-классы по флористике

Множество школ флористики предлагают начинающим мастер-классы. Некоторые из них имеют свободный доступ, другие же предоставляются за определенную плату. Это касается видеокурсов. Существуют же и другие мастер-классы по флористике, на которых человек может поприсутствовать лично и даже вместе с преподавателем отточить свое мастерство. Такой вариант лучше, ведь вы сразу получаете теоретические и практические знания.

Уроки флористики для начинающих

В интернете в бесплатном доступе можно просмотреть самые разные уроки флористики для начинающих. Некоторые из них представлены в видеоформате, что значительно облегчает процесс обучения. Керамическая флористика из глины, история и стили этого искусства, основы европейской аранжировки, оригинальная упаковка, свадебные, юбилейные и другие техники выполнения. Все эти варианты вы подробно можете рассмотреть в таких уроках.

Курсы флористики и дизайна

Оптимальный вариант – это пройти целый курс флористики. Многие профессионалы в этой области занимаются и обучением. Флористика для начинающих по курсам дается легче. Их можно пройти очно или же онлайн в интернете. Все зависит от конкретной школы и методов ее обучения. После успешного прохождения программы вы сможете получить сертификат, который позволит работать флористом. Эта профессия не только захватывающая, но и очень творческая и даже приятная. Обучившись такому делу, вы уже будете неначинающий флорист и сможете дарить окружающим прекрасное.

Видео: как сделать букет из роз своими руками

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!
© 2020 Советы по строительству коттеджей