Определить насекомое по внешнему виду. Определение насекомых важнейших отрядов. I. Включение в деятельность
Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Определить насекомое по внешнему виду. Определение насекомых важнейших отрядов. I. Включение в деятельность


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока: изучение характерных признаков класса “Насекомые”, формирование знаний об отличительных признаках насекомых, их разнообразии.

Задачи:

Образовательные: способствовать обогащению представлений учащихся о многообразии мира насекомых; познакомить учащихся с различными видами насекомых.

Развивающие: развивать способности наблюдать, мыслить, делать выводы о том, чем отличаются насекомые от других видов животных; способствовать развитию познавательного интереса, воображения.

Воспитательные: способствовать воспитанию стремления бережно относится к природе в повседневной жизни.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, тетрадь на печатной основе, листочки с заданием.

Ход урока

I. Включение в деятельность.

– Ребята сегодня к нам на урок пришли гости, давайте поприветствуем их.

– Молодцы. А теперь улыбнитесь своему соседу по парте. Пусть ваши улыбки украсят наш урок, и ничего не омрачит вашего хорошего настроения.

II. Актуализация ранее изученного.

– Ребята, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке. (Ответы детей)

– Что есть общего у разных растений? (Ответы детей)

– Сейчас я предлагаю вам выполнить тестовую работу: у каждого из вас на парте находятся листочки, на которых изображены кружки. Если я называю корнеплод, то вы закрашиваете кружок коричневым цветом, если я называю плод, то вы кружок закрашиваете жёлтым цветом.

  • Свёкла;
  • Огурец;
  • Морковь;
  • Кабачок;
  • Редис;
  • Арбуз.

(Проводится проверка задания).

III. Сообщение темы и целей урока.

– Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительный мир природы. А вот мир, каких животных мы посетим, вам предстоит узнать самим. Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха принесли нам в конвертике загадки. Отгадайте их и тогда сможете назвать тему нашего урока.

Мы – лесные жители,
Мудрые строители.
Из иголок всей артелью
Строим дом себе под елью. (Муравьи)

Целый день летает,
Всем надоедает;
Ночь настанет,
Тогда перестанет. (Муха)

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (Пчела)

– Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке? (Ответы детей)

– Правильно. Тема нашего урока: “Кто такие насекомые?”. Мы познакомимся с животными класса насекомых и вы научитесь отличать их от других животных.

IV. Работа по теме урока.

– И сегодня они приглашают вас в гости!

– Ребята, посмотрите на этих животных. (Слайд 2). Прочитаем их название. Обратите внимание на внешний вид. Что общего у всех этих животных? (Ответы детей). (Слайд 3).

Вывод: “Хотя насекомые очень разные у всех шесть ног. Значит, чтобы узнать, какое животное - насекомое, а какое - нет, надо посчитать его ножки”.

– Все насекомые имеют общее строение. (Слайд 4). Тело насекомого состоит из трёх частей: голова, грудь, брюшко. У всех насекомых шесть ножек. Существует более 2 миллионов различных видов насекомых. Живут эти животные везде: на воде и под водой; на земле и под землей; густой траве; и в старом пне. Большинство насекомых питаются растениями, поэтому их называют растениеядными. He все насекомые питаются растительной пищей, есть среди насекомых и хищники. Эти насекомые питаются комарами, различными мошками. Некоторые насекомые могут не есть годами. Почти все насекомые имеют крылья и являются отличными летунами.

– Большинство насекомых так малы, что человеческий глаз не в состоянии их заметить. Но никто даже не задумывался над тем, что человек в действительности живёт на Планете насекомых, и при этом не имеет представления, ни о существовании многих из них, ни об их количестве, ни об их жизни!

– Насекомые существуют на Земле уже 300 миллионов лет.

– Сейчас мы с вами более подробно познакомимся с некоторыми видами насекомых.

Божья коровка.

– Маленького красного жучка с черными пятнышками на спинке назвали так потому, что при опасности на сгибах ножек этого жучка выступает капелька оранжевой жидкости – “молочка” Это ядовитое молочко спугивает врагов божьей коровки. (Слайд 5). Большинство божьих коровок хищники и питаются насекомыми, которые повреждают сельскохозяйственные растения. За один день божья коровка съедает от 50 до 200 тлей.

Кузнечик (Слайд 6).

– Кузнечики встречаются практически по всей территории России. Они питаются мелкими бабочками, гусеницами бабочек, двукрылыми насекомыми. Кузнечики охотятся ночью. Кузнечику зелёная окраска помогает спрятаться от врагов. Ему очень трудно себя защищать, поэтому он прячется. Живёт кузнечик в тёмных пещерках, питается в основном растительной пищей. Длинные усы помогают кузнечику далеко вокруг себя ощупывать предметы.

Пчела (Слайд 7).

– Весь день трудяга пчела собирает нектар с цветов, затем несёт его в свой домик. Живут пчёлы большими дружными семьями. За лето пчелиная семья собирает до 150 килограммов мёда.

– В мире около 20 тысяч видов пчел. Чтобы произвести 500 г меда. Одной пчеле нужно 10 млн. раз слетать от улья к цветку и обратно. У пчелы пять глаз. Три в верхней части головы и два спереди.

V. Физкультминутка

. (Слайд 8).

– Давайте отдохнем и проведем физкультминутку.

Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.

VI.

Продолжение работы по теме урока.

– Не все насекомые питаются растительной пищей, есть среди насекомых и хищники.

– Отгадайте загадку:

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик. (Стрекоза).

– Она съедает в день пищи больше, чем весит сама. Охотится на комаров и мошек. Добычу ловит ногами. Их ноги покрыты шипами и щетинками. Комара стрекоза съедает прямо на лету. А муху - садясь на веточку. Сейчас во всем мире известно 4500 видов стрекоз. Особенно много их в жарких странах. (Слайд 9). У стрекозы глаза занимают почти всю голову. Она смотрит во все стороны и, не поворачивая головы, хватает длинными ногами добычу. Стрекозы совершают многокилометровые перелеты.

– Один из самых заметных и красивых видов насекомых – это бабочки. (Слайд 10). Бабочки встречаются по всему миру. Насчитывается 150 тысяч видов. Рисунок на крыльях создается сочетанием окрашенных чешуек, содержащих пигменты различные. Окраска бабочки напоминают лепестки диковинных цветов. Крылья бабочки нежные, но могут выдерживать очень длинные перелёты. (Слайд 11). За красоту люди дали бабочкам красивые имена: махаон, адмирал, аполлон, зорька, лимонница и так далее.

Муха. (Слайд 12).

– Глаза мухи видят сразу во многих направлениях. Комнатная муха ходит вверх ногами, потому что на ее лапках есть клейкие подушечки. Чтобы удержаться в воздухе, комнатной мухе приходится делать 200 взмахов крыльями в минуту. Ротовая часть мухи похожа на хоботок, с помощью которого она подбирает пищу.

VII. Закрепление изученного материала.

(Групповая работа).

– Вам даны силуэты животных. Выберите только насекомых и раскрасьте их. (Учащиеся выполняют задание).

– Посмотрите, какая красивая коллекция насекомых у нас получилась. Коллекция – это предметы, собранные на одну тему. Какую же коллекцию собрали мы? (Ответы детей).

– Подумайте, зачем нужны насекомые? (Ответы детей)

– Правильно, насекомые украшают нашу природу. (Слайд 13).

– Они опыляют растения, перенося пыльцу с цветка на цветок на крыльях, на лапках. (Слайд 14).

– Посмотрите слайд и назовите, что человек получает от насекомых? (Слайд 15). (Ответы детей).

– Ребята, как нужно относиться к насекомым. (Ответы детей).

– Насекомые – это часть окружающей нас природы, относиться к ним мы должны бережно.

– С каким видом животных мы сегодня познакомились на уроке? (Ответы детей).

– Приведите примеры насекомых. (Ответы детей).

– Каких животных мы называем насекомыми? (Ответы детей).

– У каждого из вас на парте находятся 3 солнышка. Если урок вам понравился, и вы на уроке работали хорошо, поднимите солнышко, которое улыбается. Если вы на уроке что-то не поняли – солнышко, которое просто смотрит. Если вы на уроке ничего нового не узнали и не запомнили, то солнышко, которое грустит.

(Дома дети выполняют задания в рабочей тетради).

Советское государство проявляет постоянную заботу об изучении, правильном использовании и охране природы. Каждый советский человек желает того, чтобы наши реки были чистыми, воздух - свежим и прозрачным, леса - здоровыми, а поля и луга - цветущими и плодородными. Там, где строятся города, развиваются промышленность и сельское хозяйство, забота о сохранении природы особенно необходима. Поэтому в нашей стране изданы законы, запрещающие загрязнять окружающую среду, истреблять ценных животных и растения.

Огромная армия насекомых - неотделимая часть природы. Значение насекомых в природе и народном хозяйстве велико и разнообразно. Они необходимы природе, и если на минуту представить, что насекомые исчезли, то вслед за ними исчезнет большинство растений, так как некому их будет опылять, начнут вымирать многие рыбы, птицы, земноводные и пресмыкающиеся, ибо им нечем будет питаться, и т. д.

Однако, несмотря на огромное значение насекомых, они пока еще очень слабо изучены. Поэтому в настоящее время трудно сделать окончательный вывод о том, насколько тот или иной недостаточно изученный вид вреден или полезен.

Поэтому ученые пришли к выводу, что к насекомым надо относиться так же бережно, как к крупным позвоночным животным, многие из которых уже взяты под охрану. Собирать насекомых для музеев и учебных коллекций могут только специально подготовленные для этого работники. Важно твердо запомнить: коллекционировать насекомых для собственного развлечения - значит наносить ущерб природе. Такое бесполезное коллекционирование в настоящее время не допускается.

С другой стороны, есть некоторые виды насекомых, которые официально признаны серьезными вредителями, наносящими ущерб народному хозяйству и здоровью человека. Широко известен как вредитель колорадский жук, нападающий на картофельные поля; капусту уничтожают гусеницы бабочки-капустницы; урожай яблок в садах снижают плодожорки; лесные древостой объедают гусеницы сибирского и непарного шелкопрядов; сосновые культуры повреждают корнегрызы - личинки майского жука и т. д. Огромный ущерб животноводству наносят кровососущие насекомые - слепни, комары и другие двукрылые, которые, кроме того, могут переносить возбудителей болезней животных и человека, например малярии.

Поэтому становится понятным, по какой причине, несмотря на бережное отношение к насекомым в целом, против их отдельных вредных видов часто проводятся специальные истребительные мероприятия. Огромное же большинство насекомых вреда не приносит, и их следует оберегать.


Изучение и определение насекомых

Насекомые - самый многочисленный класс типа членистоногих. От других членистоногих (ракообразных, паукообразных, многоногих и др.) насекомых лучше всего отличать по числу ног - их всего 3 пары. У большинства взрослых насекомых развиты крылья, которых нет у других членистоногих.

Мир насекомых огромен и многообразен. Понадобился большой труд ученых, чтобы упорядочить это многообразие. Каждое насекомое имеет научное название на латинском языке, состоящее из двух слов, обозначающих род и вид. Этими названиями пользуются ученые всех стран, когда пишут о данном насекомом. В атласе-определителе, кроме латинского, приведены также общеупотребительные названия насекомых на русском языке.

Виды насекомых объединяются в роды, роды - в семейства, семейства - в отряды, которые и формируют класс насекомых.

Основной метод изучения насекомых - это наблюдение за ними в природе. Особенно интересны, например, посетители цветков, имеющие большое значение как их опылители. Некоторые насекомые быстро перелетают с цветка на цветок, и уследить за ними трудно. Другие же подолгу остаются на цветке, и за это время можно попытаться установить вид насекомого, сравнивая его с цветными изображениями. В прохладную погоду насекомые менее активны, и наблюдать за ними легче. Жуков и некоторых других насекомых с прочными покровами можно отловить в стеклянную банку, а после изучения выпустить обратно на растения. С бабочками, однако, так поступать нельзя - они повредят себе крылья о стенки банки.

В атлас-определитель включены сведения только о самых обычных насекомых, широко распространенных в европейской части СССР, и о немногих редких, подлежащих охране видах. Мелкие насекомые, длиной менее 5 мм, в книгу не включены.


Внешнее строение насекомых

Перед определением насекомых необходимо внимательно изучить их внешнее строение, выбрав для этого наиболее крупных представителей разных отрядов - бабочек, жуков и прямокрылых. Для работы необходимы 7-кратная лупа или бинокулярный микроскоп. С насекомыми при определении следует обращаться бережно, так как они очень хрупкие и малейшая неосторожность может привести к поломке коллекционного экземпляра.

Тело насекомых делится на 3 отдела: голову, грудь и брюшко. Грудь и брюшко поделены на поперечные кольца - сегменты, соединенные мягкими перепонками.

На голове имеются глаза сложного строения. Органами обоняния и осязания служат усики, которые состоят из отдельных члеников.

Схема строения насекомого на примере прямокрылого: 1 - голова; 2 - глаза; 3 - грудь; 4 - брюшко; 5 - крылья; в - ноги; 7 - яйцеклад.

Форма усиков служит важным признаком при определении насекомых. Усики, состоящие из длинных тонких члеников, называются нитевидными; усики с расширением на самом конце - булавовидными, с расширением в средней части - веретеновидными; усики с боковыми выростами, отходящими с обеих сторон члеников, называются гребенчатыми; коленчатыми именуются усики с резким изгибом; если на конце усиков имеются широкие пластины, то они называются пластинчатыми.

Типы усиков: 1 - нитевидные; 2 - булавовидные; 3 - пильчатые; 4 - гребенчатые; 5 - перистые; 6 - пластинчатые; 7 - коленчатые.

Важное значение при определении насекомых имеют ротовые органы. Твердую пищу насекомые размельчают двумя жвалами, которые являются основной частью грызущего ротового аппарата. Насекомые, питающиеся жидкой пищей (сок, нектар цветков, кровь и т. д.), обычно не имеют жвал; их ротовой аппарат состоит из хоботка - игловидного, как у комаров, или толстого, как у мух, иногда очень длинного, скрученного, как у бабочек. Ротовые органы сверху и снизу прикрываются пластинками - верхней и нижней губой

Строение ротовых органов насекомых очень разнообразно. Иногда имеются одновременно и жвалы и хоботок, такой ротовой аппарат называется грызуще-сосущим или грызуще-лижущим. Если насекомое перед сосанием прокалывает наружные покровы, то его игловидный ротовой аппарат называется колюще-сосущим. У некоторых насекомых ротовые органы недоразвиты.

Грудь состоит из трех сегментов - переднегруди, среднегруди и заднегруди. Верхнюю сторону грудных сегментов называют переднеспинкой, среднеспинкой и заднеспинкой.

К грудным сегментам снизу прикрепляются ноги, которых у насекомых 3 пары. Основные части ноги называются бедром, голенью и лапкой. Лапка обычно состоит из нескольких члеников и заканчивается коготком. Ноги у большинства насекомых тонкие, бегательные или ходильные. Ноги других типов отличаются следующими признаками: прыгательные ноги длинные, с утолщенным бедром; плавательные - широкие, покрытые рядами волосков; копательные - короткие, толстые, с зубцами по переднему краю; хватательные - с усаженными шипами бедром и голенью.

Типы ног: 1 - ходильные; 2 - прыгательные; 3 - плавательные; 4 - копательные; 5 - хватательные.

К спинной стороне среднегруди и заднегруди прикрепляются крылья. Их может быть 1 или 2 пары. Иногда крылья отсутствуют. Крыловая пластинка обычно тонкая, перепончатая, укрепленная сетью нитевидных утолщений - жилок. Передние крылья у некоторых насекомых сильно утолщены и превращены в надкрылья, служащие для защиты брюшка сверху. Задние крылья у таких насекомых в покое складываются и прикрываются передними, На поверхности крыльев некоторых насекомых имеются волоски или чешуйки.

На конце тела часто имеются придатки в виде тонких хвостовых нитей, клешней и т. д. У самок нередко развит яйцеклад. У ос, пчел, шмелей и других перепончатокрылых имеется жало, в спокойном состоянии втянутое внутрь брюшка.


Работа с коллекциями

Изучать признаки насекомых можно, пользуясь справочными коллекциями. Такие коллекции изготовляются специально для школ и других учебных заведений, они имеются в биологических кабинетах. Большие коллекции насекомых есть в музеях, научных институтах, на станциях защиты растений и в других организациях, которым эти коллекции необходимы для работы.

Каждый учащийся, имеющий желание изучать насекомых по коллекциям, может сделать это в биологических и энтомологических кружках, работающих в школах. Домах пионеров, в техникумах, научных и учебных институтах. Под руководством специалистов-энтомологов начинающий может быстро и с пользой овладеть навыками по определению насекомых, а это совершенно необходимо, прежде чем начинать серьезные наблюдения над насекомыми в природе,

Внешний вид различных насекомых: 1 - уховертка, 2 - скорпионница, 3 - вошь, 4 - веснянка, 5 - блоха.

Отлавливать насекомых в природе, как уже неоднократно указывалось, не следует. Однако можно работать с насекомыми, которые официально признаны серьезными вредителями, подлежащими уничтожению, например с колорадским жуком. Кроме того, проведение тематических наблюдений можно сопровождать сбором погибших насекомых. Много насекомых гибнет в лужах после сильных дождей или в водотоках при поливе сельскохозяйственных угодий. Этих насекомых надо извлечь из воды, отмыть мягкой кисточкой и наколоть на булавки, определив в дальнейшем их названия, Вечером насекомые летят на источники света и часто гибнут от соприкосновения с ними, Осенью многие насекомые умирают естественной смертью. В это время можно собрать немало стрекоз, мух и перепончатокрылых на тропинках и дорогах, около стен, и заборов, куда их переносит ветер.

Собранные материалы надо приводить в порядок без промедления. Мертвых насекомых, извлеченных из воды, пока они не засохли, следует наколоть на специальные энтомологические булавки, рас править, а после высыхания поместить в энтомологические коробки. Булавки и коробки продаются в зоологических магазинах. Если энтомологических булавок нет, то насекомых можно хранить на слоях ваты, упакованных в бумажные конверты. Эти конверты помещают в коробки с плотно пригнанной крышкой и кладут туда немного нафталина для защиты сухих насекомых от кожеедов и других вредителей. Сухих насекомых перед накалыванием на булавки размягчают, помещая на сутки в банку с влажным песком.

Работая со справочными коллекциями и собственными сборами, важно ознакомиться с правилами накалывания насекомых на булавки. Насекомых накалывают либо в середину груди (бабочки, мухи, перепончатокрылые), либо в основание правого надкрылья (жуки, тараканы, прямокрылые). Клопов-щитников накалывают в середину щитка. Бабочек расправляют на специальной расправилке или на самодельном станке, например на гладкой дощечке, в которой имеются прорези для тела бабочки. Крылья бабочки фиксируют в нужном положении полосками бумаги, которые накладывают сверху и закрепляют булавками. Таким же образом можно расправлять стрекоз, прямокрылых, перепончатокрылых. У жуков булавками в нужном положении закрепляют ноги и усики.

Каждое насекомое снабжают этикеткой - прямоугольником из белой бумаги, на котором имеются данные о месте и времени поимки насекомого. Этикетку подкалывают на ту же булавку снизу.

Полностью подготовленных насекомых хранят в энтомологических коробках с дном из торфа, пробки или пенопласта.

Коллекции хранят в шкафах в сухом месте. Иногда в коллекционные коробки проникают вредители коллекций, например жуки - чернотелки и кожееды, которые поедают сухих насекомых. Для защиты коллекций в угол коробки прикалывают марлевый мешочек с нафталином.

Внешний вид различных насекомых: 1 - таракан, 2 - богомол, 3 - подёнка, 4 - пухоед.


Определение насекомых

Определить насекомое - это значит правильно отнести его к конкретному отряду, семейству, роду, виду. Практическим работникам по борьбе с вредителями сельского и лесного хозяйства необходимо точное определение вида вредителя, для того чтобы рекомендовать мероприятия по его истреблению; не менее важно правильно определить виды насекомых, наносящих вред здоровью человека, например отличить малярийного комара от близких видов, не являющихся переносчиками возбудителей малярии, и т. д.

Для определения насекомых созданы специальные книги-определители, состоящие из определительных таблиц. По таблицам, включенным в школьный атлас-определитель, можно установить принадлежность насекомого к отряду и семейству. Эти таблицы упрощены за счет того, что они учитывают признаки только крупных насекомых, длиной более 5 мм. В определительной таблице описаны и пронумерованы наиболее характерные признаки конкретной группы насекомых (отряда, семейства и т. д.); в скобках указан номер, под которым перечислены противоположные признаки, например:
1(6) Крыльев или их зачатков нет.
................................
6(1) Крылья или их зачатки имеются.

Определение начинают с цифры 1 . В данном случае прежде всего надо установить, есть ли у определяемого насекомого крылья хотя бы в виде зачатков или их нет. Бели крыльев нет, то подходит пункт 1 и, следовательно, нужно перейти к следующему за ним пункту 2. Бели крылья есть, то подходит пункт 6 и надо переходить затем к следующему за ним пункту 7. В дальнейшем вновь из двух противоположных пунктов надо выбрать подходящий по признакам и переходить к следующему за ним пункту. Определение заканчивают тогда, когда в конце подходящего пункта помещены русское и латинское названия отряда или семейства. К этой систематической группе относится определяемое насекомое.

Для того чтобы уточнить видовое название насекомого, необходимо по ссылке на страницу разыскать серию цветных рисунков насекомых из данного семейства и сравнить определяемое насекомое и рисунки. При совпадении формы, окраски и размера насекомого и его изображения в атласе можно считать определение завершенным, надписать этикетку с названием насекомого и подколоть ее снизу на ту же булавку.

При этом, однако, необходимо помнить, что существует много насекомых, очень похожих друг на друга. Поэтому, для того чтобы убедиться в точности своего определения, надо внимательно прочесть описание признаков насекомого в тексте, помещенном рядом с рисунком. Надо учитывать также, что насекомые очень изменчивы по таким признакам, как размеры тела и окраска. По этим показателям часто различаются, например, самцы и самки, весенние и осенние формы одного и того же вида. Поэтому только самое тщательное изучение всех признаков насекомого может гарантировать от ошибки в определении обычных видов.

Конечно, не все насекомые могут быть определены по краткому школьному атласу-определителю. При желании можно воспользоваться более подробными определителями или атласами насекомых и по ним определять насекомых, отсутствующих в школьном атласе. Окончательно подтвердить правильность определения могут только специалисты-энтомологи, работающие в зоологических музеях, хорошо знающие насекомых и имеющие большой опыт их определения. К ним всегда можно обратиться за помощью.

Начинать определение следует с определительной таблицы основных отрядов. Всего известно 34 отряда насекомых. В определительную таблицу включен 21 отряд. Не включены отряды с ограниченным распространением, малочисленные группы и отряды первичнобескрылых насекомых, в основном состоящие из мелких форм.


Определительная таблица основных отрядов

2 (3) Темно-бурые мелкие насекомые, имеющие сжатое с боков тело. Задние ноги утолщенные, прыгательные. Обитают в норах животных и иногда в жилых домах. Личинки развиваются во влажном растительном мусоре....... Отряд Блохи (Siphonaptera)

3 (2) Белые или желтоватые мелкие насекомые с уплощенным телом. Задние ноги не прыгательные.

7 (28) Ротовой аппарат грызущий, т. е. имеются хорошо развитые жвалы, или грызуще-лижущий, когда имеются не только жвалы, но и хоботок, предназначенный для собирания нектара.

8 (11) Передние крылья представляют собой плотные, ороговевшие надкрылья, не имеющие жилкования.

9 (10) На конце тела имеются подвижные клешневидные придатки. Живут в верхних слоях почвы, в деревянных строениях, под корой усохших деревьев......... Отряд Уховертки (Dermaptera)

10 (9) На конце тела клешневидных придатков нет............................... Отряд Жесткокрылые, или Жуки (Coleoptera)

11 (8) Передние крылья тонкие, перепончатые, а если слегка уплотненные, то с хорошо заметным жилкованием.

12 (13) Усики очень короткие, малозаметные. Жилкование крыльев сетчатое. Крупные насекомые с длинными крыльями..................................... Отряд Стрекозы (Odonata)

13 (12) Усики вполне развитые, длиннее головы.

14 (15) Голова вытянута вниз наподобие клюва. Взрослые насекомые встречаются на сырых лугах и в лесах. Личинки развиваются в почве.... Отряд Скорпионницы (Mecoptera)

15 (14) Голова не вытянута в клюв.

16 (21) Передние крылья плотные, кожистые, хорошо отличаются от перепончатых задних крыльев.

17 (18) Передние ноги сильно изменены, приспособлены для схватывания добычи. Живут среди растений и подстерегают других насекомых, служащих им пищей............... Отряд Богомолы (Mantoptera)

18 (17) Передние ноги не хватательные.

19 (20) Задние ноги утолщенные, прыгательные, или передние ноги копательные, напоминают передние ноги крота....................... Отряд Прямокрылые (Orthoptera)

20 (19) Передние и задние ноги не измененные, ходильные. Живут в лесах, в подсохшей листве на почве, некоторые виды обычны в домах....................... Отряд Тараканы (Blattoptera)

21 (16) Передние крылья тонкие, перепончатые, такие же, как задние.

22 (27) Жилки на передних и задних крыльях образуют густую мелкоячеистую сеть, состоящую из нескольких десятков ячеек.

24 (23) Усики прикреплены перед глазами, т. е. ближе к ротовым органам.

25 (26) Переднегрудь сильно удлинена. На переднем крае крыла у его вершины имеется темное пятно. Личинки живут в мертвой опавшей листве, под корой деревьев....... Отряд Верблюдки (Raphidioptera)

26 (25) Грудь не удлинена. На передних крыльях темного пятна нет. Личинки живут в ручьях, а взрослые насекомые - среди растительности............... Отряд Вислокрылки (Мegaloptera)

27 (22) Жилки на передних и задних крыльях образуют крупноячеистую сеть, состоящую самое большее из 10-15 ячеек............... Отряд Перепончатокрылые (Hymenoptera)

28 (7) Ротовой аппарат не грызущий, т. е. жвалы не развиты, обычно имеется хоботок. Иногда все части ротового аппарата недоразвиты.

29 (30) Передние крылья на конце тонкие, перепончатые, прозрачные, остальная поверхность крыльев утолщенная, кожистая........ Отряд Полужесткокрылые, или Клопы (Hemiptera)

30 (29) Передние крылья целиком тонкие, перепончатые, прозрачные.

31 (34) Крылья полностью покрыты волосками или чешуйками.

32 (33) Крылья покрыты легко стирающимися чешуйками, образующими рисунок. Хоботок спирально закручен, иногда недоразвит............. Отряд Чешуекрылые, или Бабочки (Lepidoptera)

33 (32) Крылья покрыты волосками. Ротовые органы недоразвиты. Личинки живут в водоемах, большинство - в трубочках, которые они сооружают из песчинок, ракушек, растительных частиц и т.д. ....................................... Отряд Ручейники (Trichoptera)

34 (31) Крылья гладкие, без покрова из волосков и чешуек, изредка такой покров имеется только вдоль жилок.

35 (36) Развита всего 1 пара крыльев.... Отряд Двукрылые, или Комары и мухи (Diptera)

36 (35) Развиты 2 пары крыльев. У мелких видов, образующих колонии на растениях, крылья нередко отсутствуют.

37 (38) Ротовой аппарат в виде колющего хоботка. Крылья в покое складываются кровлеобразно. Нередко крылья отсутствуют. Живут на растениях, питаются их соками, обычно образуют колонии. Переносят возбудителей вирусных болезней...... Отряд Равнокрылые (Homoptera)

38 (37) Ротовой аппарат недоразвит, хоботка нет.

39 (40) Усики короче головы. Передние ноги удлинены. Личинки живут в слабопроточных водоемах. Взрослые насекомые появляются в весенне-летний период, нередко образуют рои. Живут очень недолго................. Отряд Поденки (Ephemeroptera)

40 (39) Усики значительно длиннее головы. Передние ноги не длиннее средних и задних. Личинки живут в ручьях и быстрых реках............... Отряд Веснянки (Plecoptera)

Лабораторная работа №10

Цель работы: научиться определять насекомых до отрядов; выявить наиболее характерные признаки отрядов насекомых.

Объекты и оборудование: набор фиксированных (предварительно размягченных на тарелке с влажным песком): стрекоз – стрелок, кобылок, клопов – щитников, тлей, майских и колорадских жуков, жуков – щелкунов; бабочек – белянок, ос, пилильщиков, слепней, мух; коллекции насекомых без определительных этикеток; ручная лупа, препаровальная игла; определитель насекомых, например: Мамаев Б.М. Школьный атлас – определитель насекомых. – М.: Просвещение, 1985.

Ход работы:

Определить насекомое - это значит правильно установить его систематическую принадлежность к отряду, семейству, роду и виду. Для этого созданы определительные таблицы, учитывающие наиболее характерные признаки насекомых: количество и характер крыльев, строение ротовых органов, тип конечностей и др.

В определительную таблицу включены только 8 важнейших отрядов. Начинать определение надо с первого пункта определительной таблицы (тезы), если этот пункт подходит, то от него необходимо перейти к следующему (обозначен в конце строки цифрой). В случае, если приведенный в тезе признак не подходит к определяемому насекомому, тогда необходимо выбрать противоположный признак (антитеза, обозначенный как 0). Определение заканчивает тогда, когда в конце подходящего пункта имеется название отряда насекомых.

Для уточнения видового названия необходимо разыскать в определителе цветные таблицы, на которых изображены насекомые данного отряда. При совпадении формы, окраски и размера насекомого и его изображения в атласе можно считать определение законченным. Выпишите все признаки, которые были вами найдены в определительной таблице.

Определительная таблица важнейших отрядов насекомых

1(0) Крыльев одна пара, равных по величине. Вторая пара видоизменена в жужжальца. Ротовой аппарат. Ротовой аппарат лижущий в виде хоботка. Брюшко не имеет придатков отряд двукрылые

0(1) Крыльев две пары

2(0) Крылья одинакового размера. Жилкование крыльев сетчатое. В верхней части передних крыльев имеются утолщение. Ротовые органы грызущие. Голова с крупными глазами и короткими усиками. Брюшко имеет придатки (церки) отряд стрекозы

0(2) Первая и вторая пары крыльев разного размера

3(0) Крылья непрозрачные

0(3) Крылья непрозрачные

4(0) Крылья пленчатые, могут отсутствовать. Ротовой аппарат колюще – сосущий в виде хоботка. Размеры тела небольшие отряд Равнокрылые

0(4) Крылья с сетью крупных ячеек. Ротовой аппарат грызущее – лижущий или грызущий. Брюшко подвижно соединено с грудью и имеет яйцеклад.



отряд Перепончатокрылые

5(0) Крылья покрыты чешуйками, создающими рисунок. Ротовой аппарат сосущий в виде спирального хоботка отряд Чешуекрылые (Бабочки)

0(5) Первая пара крыльев наполовину кожистая, наполовину пленчатая.). Ротовой аппарат колюще – сосущий отряд Полужесткокрылые (Клопы)

0(5) Первая пара крыльев твердая, не имеет жилок (надкрылья). Вторая пара – пленчатые с жилками (сложены под первой парой). Ротовой аппарат грызущий отряд Жесткокрылые (Жуки)

0(6) Первая и вторая пары крыльев имеют жилки. Первая пара крыльев кожистая, длинная. Вторая пара – веерные пленчатые, широкие (сложены под первой парой) Задние ноги прыгательные. Брюшко имеет придатки (церки) .

елена литвинова

Цель :познакомить детей с миром насекомых ;развивать умение обобщать насекомых по существенным признакам;воспитывать интерес к насекомым ,желание узнать о них что-то новое.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям отправиться в лес отдохнуть на полянке. Дети представляют,что очутились на полянке.

Кого мы можем тут встретить (зверей)

Но звери чаще всего боятся человека. Заяц трусливый,олень осторожный,волк тоже обойдет стороной человека и т. д.

Птицы тоже разлетятся,если увидят на поляне столько детей. Чаще всего птицы бывают очень осторожны.

Ребята,а есть такие жители в лесу ,которые нас не испугаются,будут сидеть рядышком. Их очень много,они повсюду :и на деревьях,и на цветах,и на земле,и в воздухе. Кто это?Вы догадались (Это насекомые )

Когда в душистом сквозняке

Присядешь летом в сосняке,

Внимательно вглядись вокруг-

Ты многое заметишь,друг

Личинку тащит муравей,

Спешит куда то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает легкий мотылек,

Пьет хоботком душистый сок

И собирает мед пчела.

Все заняты . у всех дела.

Мой друг внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь.

Муравей,божья коровка,кузнечик,бабочка,комар,муха,пчела-все это насекомые .

Воспитатель с детьми находит модели существенных признаков насекомых и ,выставляя их на наборное полотно,объясняет,что у них тело состоит из члеников,шести ног,крыльев,усиков. Насекомые отличаются друг от друга по величине,форме тела,по цвету.

Насекомые -древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились на ней примерно 250 миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле.

Ребята,а как вы думаете,только ли на земле обитают насекомые (ответы детей)

-Насекомые обитают не только на земле,они прекрасно себя чувствуют и в воде,и под землей,и в воздухе.

Физкультминутка :"Дождик"

Капля раз,Капля два

Очень медленно сперва

А потом,потом,потом

Все бегом,бегом,бегом

Все зонты свои раскрыли

От дождя себя укрыли.

Вспомните,как передвигаются насекомые . (червяк ползает,пчела летает,кузнечик прыгает,жуки плавают. Насекомые все умеют делать :ходить,бегать,плавать,нырять,порхать,ползать,прыгать.)

Отгадайте,кто это?

Кто над нами вверх ногами (муха)

Много загадок сочинил нард о насекомых .

Не солнце,не огонь,а светит. (светлячок)

Кто его убьет,тот свою кровь прольет. (комар)

Ниток много-много,а в клубок не смотает,одежду себе не шьет,а ткань всегда ткет. (паук)

Шли плотнички без топоров,

срубили избу без углов. (муравьи)

Летит-говорит,

А сядет-молчит. (жук)

Ребята,а чем питаются насекомые (ответы детей)

На каждое насекомое-свой корм .

Гусеницы поедают листья,жуки-точильщики и короеды_древесину и кору деревьев,дождевые черви любят прелые листья,комары питаются соком растений и кровью животных,медветка питается под землей корнями растений и т. д. Есть такие насекомые-хищники ,которые охотятся на других насекомых ,например,божья коровка поедает тлю.

Насекомые -это очень вкусное лакомство для лягушек,ящериц,летучих мышей,птиц.

Как много интересного можно еще узнать о насекомых и их жизни . Насекомые живут не только в лесу,но и у нас в городе.

Каких насекомых вы видели около дома,на участке детского сада?Расскажите нам. (дети рассказывают об интересных встречах с насекомыми .)

Все насекомые очень маленькие ,поэтому постарайтесь,ребята,никогда их не обижать,а охранять и беречь.

Публикации по теме:

[ Цель: Прививать интерес к опытно – экспериментальной деятельности. Самостоятельно делать выводы, умозаключения. Задачи: Познание!. Формировать.

Конспект занятия по экологии «Насекомые» Тема. Насекомые. Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей среднего дошкольного возраста Задачи.

Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной к школе группы «Мы такие разные - но мы такие классные!» Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной к школе группы на тему:«Мы такие разные - но мы такие классные» Задачи:.

Конспект занятия «Насекомые» Цель: создать условия для усвоения и закрепления знаний детей о насекомых и их характерных признаках. Задачи: - закрепить знания детей.

Конспект занятия: «Насекомые» Цель: Расширять и закреплять знания о насекомых; совершенствовать навыки работы с природным материалом. Демонстрационный материал: лист.

Конспект занятия «Насекомые» Конспект занятия разработан Воспитателем: СП ОДО №296 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Богдановой Т. Ю. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «НАСЕКОМЫЕ».

© 2020 Советы по строительству коттеджей