Нормативные документы по проектной документации. Система нормативной документации в строительстве
Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Нормативные документы по проектной документации. Система нормативной документации в строительстве

Нормативная база строительного проектирования, претерпевшая множество изменений за последнюю четверть века, дифференцирована. Например, вопросы пожарной безопасности зданий в 80-е годы прошлого века объединили в едином СНиПе. Однако в типологических СНиПах остались противопожарные правила, специфические для определенных типов зданий. В дополнение к СНиПу появилось значительное число дополнительных документов. Необходимость применения нескольких нормативных документов для проектирования одного объекта часто создает затруднения для проектировщиков. Замена действующих нормативных документов техническими регламентами вряд ли облегчит работу проектировщиков, так как при составлении этих регламентов многие полезные сведения, скорее всего, будут утрачены. В данной работе приведена та часть нормативных положений, которая необходима для объемно-планировочного решения производственных зданий с целью соблюдения требований безопасности и комфортности, как того требует "О техническом регулировании".

Основным нормативным документом для проектирования производственных зданий является "Производственные здания". Область его распространения обозначена в - это все здания функциональной пожарной опасности Ф. 5.1 (в соответствии с классификацией, установленной в "Пожарная безопасность зданий и сооружений"). распространяется на здания и производственные помещения практически всех отраслей промышленности, кроме зданий и помещений для производства взрывчатых веществ и средств взрывания, а также на подземные горные выработки. (Последние и не являются зданиями в полном смысле этого слова). Для проектирования производственных зданий применяются также следующие нормативные документы:

Со времени вступления в силу Закона "О техническом регулировании" в нормативных документах по строительству обязательными являются только те требования, которые направлены на защиту жизни и здоровья людей. Анализ с точки зрения его соответствия целям и задачам этого Закона показывает, что выполнение установленных в СНиП правил в основном обеспечивает пожарную безопасность производственных зданий, их устойчивость и надежность в расчетных условиях эксплуатации (механическую безопасность), а также частично санитарно-эпидемиологическую безопасность зданий для работающих в них людей.

Правила пожарной безопасности производственных зданий присутствуют во всех трех пунктах "Область применения": в установлен класс функциональной пожарной опасности - один для всех производственных зданий - Ф 5.1; в отмечено, что здания с особыми условиями пожарной опасности не должны проектироваться по данному СНиП; в запрещается размещение специализированных цехов для инвалидов в помещениях категорий А и Б (по ). Несмотря на обилие в СНиП правил пожарной безопасности, значительная их часть находится в "Пожарная безопасность зданий и сооружений" и "Отопление, вентиляция и кондиционирование".

"Нормативные ссылки" содержит перечень нормативных документов, соблюдение правил которых обеспечивает безопасность производственных зданий. Причем, большинство документов содержит правила по пожарной безопасности. устройства грузоподъемных кранов" и ГОСТ 12.4.026-76 ССБТ (в настоящее время он обновлен и заменен ) способствуют механической безопасности. СНиП 2.04.05 (в настоящее время заменен ) и "Единые санитарные правила для предприятий (производственных объединений), цехов или участков, предназначенных для использования труда инвалидов и пенсионеров по старости" содержат правила, обеспечивающие санитарную безопасность.

Для наиболее полного обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности при проектировании производственных зданий необходимо соблюдать требования целого ряда нормативных документов, в том числе: "Внутренний водопровод и канализация зданий", "Внутренние санитарно-технические системы", "Отопление, вентиляция и кондиционирование", а также документов санитарно-гигиенического и санитарно-эпидемиологического надзора, издаваемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

И содержат правила пожарной безопасности. В есть ссылки на и , также обеспечивающие пожарную безопасность зданий. Положения об объединении в одном здании помещений различного назначения; о высоте зданий; о комплектно-блочном исполнении зданий и их элементов - направлены на повышение экономической эффективности проектных решений и являются правилами рекомендательного характера. Положения о сокращении площади наружных ограждающих конструкций и о проектировании зданий без световых проемов способствуют выполнению требований закона об энергосбережении и поэтому относятся к обязательным. Требованиям энергосбережения может способствовать также первое положение об объединении в одном объеме различных производств и помещений.

Указания направлены на улучшение комфорта среды трудовой жизнедеятельности за счет совершенствования архитектурных решений зданий, и на повышение их санитарной безопасности, так как в них предлагается учет климатических условий строительства и обеспечение безопасности помещений за счет их цветовой отделки с учетом правил безопасности, установленных в приведенных ГОСТ.

В дается правило подсчета общей площади и этажности производственных зданий. К этому следует добавить, что в общую площадь здания не включаются проемы для лифтовых и вентиляционных шахт. Площадь, занимаемая этими шахтами, учитывается только на нижнем уровне. Не дана информация о технологических проемах в перекрытии для пропуска вертикального транспорта или оборудования с высотой более одного этажа. Такие проемы также не должны учитываться в площади этажа. Целесообразно учитывать, что производственные здания могут быть разноэтажными в пределах одного объема. В не очень четко об этом сказано, так как в нем упоминаются площадки и антресоли, площадь которых составляет более 40% площади этажа. Это не соответствует международным нормам (вернее нормам ряда зарубежных стран), в которых в определении "антресоль" указано "менее 40% площади этажа".

В "Область применения" СНиП 31-03-2001 лимитирует возможность использования труда инвалидов в производственных зданиях. Предусматривается также создание на предприятиях специализированных цехов или участков. При этом предлагается руководствоваться документом "Единые санитарные правила для предприятий (производственных объединений), цехов или участков, предназначенных для использования труда инвалидов и пенсионеров по старости" Минздрава СССР, утвержденные в 1983 г. Однако этот документ недостаточен для строительного проектирования, так как содержит правила, установленные более 20 лет назад для ограниченного контингента работников. С тех пор проведена более углубленная разработка норм и правил по проектированию зданий различного назначения, в том числе производственных, обеспечивающих интеграцию не только инвалидов и пенсионеров, но и других маломобильных групп населения в процессы жизнедеятельности.

Формулировка : "В случаях когда на предприятиях предусматривается возможность использования труда инвалидов, следует соблюдать дополнительные требования..." недостаточно актуальна. Она означает, что трудоустройство инвалидов является исключением из правил. В то же время технологические процессы, условия труда на промышленном производстве, а также особенности профессий и специальностей дают совокупность факторов, негативно влияющих на человеческий организм и приводящих к профессиональным и хроническим заболеваниям. Результатом этого, в ряде случаев, является инвалидность работников. Поэтому формирование среды трудовой жизнедеятельности в производственных зданиях должно осуществляться не только для среднестатистического работника, но и с позиции маломобильных групп населения, ориентироваться на работников с хроническими заболеваниями и инвалидов. При проектировании производственных зданий создание производственной среды должно идти как по пути снижения ее неблагоприятных воздействий на здоровый человеческий организм, так и по пути выявления возможностей обеспечения условий труда для людей с ослабленным здоровьем, в том числе - для инвалидов.

В результате перехода предприятий на новые формы хозяйствования инвалиды постепенно стали выводиться из производства на соцобеспечение в виде пенсий и пособий, а общество - терять трудовые кадры.

Несмотря на высокий процент инвалидности, получаемой работниками на производстве, предприятия в дальнейшем не несут за это ответственности. В то же время инвалид, даже имевший квалифицированную профессию до наступления инвалидности, не может трудиться в прежнем качестве: либо он должен сменить профессию сообразно его новому трудовому потенциалу, либо должно быть изменено его рабочее место и социально-производственные условия. На практике преобладает первый подход. Производственники не заинтересованы в осуществлении второго пути интеграции инвалида в производственный процесс. Они выделяют для инвалидов вакансии и должности, по которым возможно обучение непосредственно на производстве. Как правило, это малоинтересные специальности и профессии, такие как, например, гардеробщик, уборщик помещения, фрезеровщик и т.п.

Социальные процессы, происходящие в обществе, усложнение производственных отношений в трудовых коллективах в связи с переходом предприятий на новые формы экономической деятельности, резкая ломка стереотипов отношений прежде всего затронули более хрупкие и менее выносливые в отношении физических и психических перегрузок контингенты инвалидов и пенсионеров. Они не всегда в состоянии справиться с новыми, предъявляемыми жизнью требованиями, понять и оценить их, оценить свои возможности, выработать новый уровень притязаний, определить для себя реальные перспективы. Работников старшего возраста и инвалидов увольняют в первую очередь, что усугубляет их и без того тяжелое положение, так как к физическим трудностям их жизни добавляются трудности социального порядка.

В рамках Правительства России "Социальная поддержка инвалидов", включающей в себя помимо других "Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности", развернута работа по адаптации среды обитания человека для нужд инвалидов. Однако в разработках по адаптации жилой среды и общественных комплексов применяется упрощенная ориентация на самых тяжелых инвалидов, передвигающихся с помощью кресел-колясок. Значительная часть нормативных документов и рекомендаций по вопросам проектирования для инвалидов разработана именно для этих инвалидов, с оговоркой, что то, что хорошо для инвалидов в колясках, хорошо и для остальных. Для адаптации среды трудовой деятельности такой упрощенный подход не может быть использован. Если обратиться к медицинской практике причин инвалидности, то представляется следующая картина: на первом месте - сердечно-сосудистые заболевания, на втором - онкологические, на третьем - травматизм. Прогнозы говорят о длительном продолжении этого соотношения, только онкологические заболевания могут опередить сердечно-сосудистые. Европейская статистика показывает, что среди 10% населения, являющихся инвалидами, инвалиды с ограниченными опорно-двигательными возможностями составляют 2% и только 0,2 - 0,3% - инвалиды, нуждающиеся в креслах-колясках. Поэтому на производстве не логично часть зданий, в которых могут быть организованы немногочисленные рабочие места для инвалидов на колясках, проектировать по нормам для инвалидов, а в зданиях, где трудятся люди с другими заболеваниями, - ничего не делать. Все это свидетельствует о том, что строительные нормы должны рассчитываться не на среднестатистического молодого и здорового мужчину, а на человека как он есть на самом деле, т.е. с учетом соотношения полов, возрастных изменений человеческого организма, последствий наиболее распространенных заболеваний, в том числе и инвалидности в различных ее проявлениях. Несомненно, что должны существовать специальные здания для инвалидов, передвигающихся с помощью колясок, а также для слепых. Все же остальные здания должны возводиться по нормам, обеспечивающим такой уровень комфорта, который позволял бы человеку, являющемуся, например, инвалидом вследствие болезни сердца, трудиться по той специальности, которая ему по душе, и не ставить в известность о своем физическом недостатке своего работодателя и других окружающих людей.

Принцип формирования среды трудовой жизнедеятельности с учетом интересов маломобильных групп населения, комплекс специальных архитектурно-планировочных мероприятий при проектировании промышленных предприятий с местами приложениями труда инвалидов и работников пенсионного возраста и методика подбора и реновации цехов и производственных помещений для маломобильных работников внедрены в систему нормативных документов по строительству.

В систему нормативных документов по строительству введен специальный комплекс N 35 документов по обеспечению доступной среды жизнедеятельности для маломобильных групп населения, включающий к настоящему времени более десяти документов.

Для проектирования промышленных предприятий, зданий и помещений разработан "Здания и помещения с местами труда для инвалидов", "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"; "Реконструкция городской застройки с учетом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения". Внесены дополнения в следующие строительные нормы: СНиП 2.09.02-85 "Производственные здания" (заменен ), "Генеральные планы промышленных предприятий", "Административные и бытовые здания", "Здания и помещения для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции", "Животноводческие, птицеводческие и звероводческие здания и помещения", "Теплицы и парники", СНиП 2.10.05-85 "Предприятия, здания и сооружения по хранению и переработке зерна", "Холодильники", "Инструкция по проектированию зданий и помещений для электронно-вычислительных машин", "Внутренние санитарно-технические системы".

Основные объемно-планировочные решения производственных зданий определяются в задании на проектирование с учетом организации технологических процессов. Однако не менее важным является обеспечение безопасности и надежности зданий в расчетных условиях эксплуатации, а также в экстремальных ситуациях, одной из которых является пожарная опасность.

Нормативы представляют собой требования и количественные показатели, разработанные в установленном порядке и имеющие правовое значение . Они призваны обеспечить высокое качество и экономичность проектных решений. На основе нормативных показателей рассчитывают мощность производства, энергетических систем, пропускную способность сооружений транспорта, определяют состав и объемы зданий и сооружений, обеспечивают необходимые безопасность и условия труда работающих, обеспечивают лимиты стоимостных затрат и т.п.

Нормативная база состоит из нормативных, оценочных показателей и норм проектирования.

^ Нормативный показатель – это заданное числовое значение, определяющее уровень, к которому должен стремиться проектировщик при разработке проекта. Нормативные показатели, получаемые на основе прогрессивных оценочных показателей, выражаются в натуральных и денежных измерителях и относятся к единице продукции, единице мощности или площади. В свою очередь, нормы проектирования получают из числа нормативных показателей или расчетным путем. Таким образом, создание нормативной базы происходит на основе перенесения свойств оценочных показателей в нормативные и нормативных показателей в нормы проектирования.

^ Оценочные показатели представляют собой числовые значения, полученные в результате проектного расчета.

Нормы проектирования – предельно допустимые значения натуральных и стоимостных ресурсов или регламентированные требования, утвержденные компетентными органами (например, Госстроем, министерством).

Нормативы подразделяют, в зависимости от стадии применения, на предпроектные, проектирования, строительные, освоения и эксплуатации объекта.

Нормативная база создается на основе организационных, нормативных, методических и справочных документов.

Организационные документы – это акты общегосударственного значения, устанавливающие комплекс правил и требований, обязательных для исполнения в определенных областях.

^ Система нормативных документов в строительстве представляет собой совокупность взаимосвязанных документов для применения на всех этапах создания и эксплуатации строительной продукции . Данная система должна обеспечивать:

 безопасность, надежность, экологичность и высокие функциональные свойства строительной продукции при ее производстве и эксплуатации;

 рациональное использование природных, материальных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов;

 международное сотрудничество и взаимопонимание.

Правовой базой стандартизации и нормирования в строительстве является законодательство Российской Федерации (РФ).

Нормативные документы системы разделяют на следующие виды:

федеральные – строительные нормы и правила (СНиП); государственные стандарты (ГОСТ); своды правил по проектированию и строительству (СП); руководящие документы системы (РДС);

субъектов РФ – территориальные строительные нормы (ТСН);

производственно-отраслевые – стандарты предприятий (СТП); стандарты объединений (СТО).

Положения нормативных документов могут быть обязательными, рекомендуемыми и справочными . Обязательные устанавливают допустимый минимальный или максимальный уровень норм или требований, рекомендуемые – уровень лучших отечественных и мировых достижений.

СНиПы РФ устанавливают обязательные требования и принципы. ГОСТы РФ содержат обязательные и рекомендуемые положения конкретного характера по частям зданий и сооружений, строительных изделий и материалов. Своды правил содержат рекомендуемые положения в развитие обязательных требований СНиПов и ГОСТов.

Обязательные требования нормативных документов подлежат неуклонному применению всеми органами управления и надзора, предприятиями и организациями независимо от форм собственности, в том числе совместными предприятиями с участием зарубежных партнеров. Рекомендуемые положения применяют по усмотрению исполнителя или по требованию заказчика.

Юридические и физические лица несут ответственность за нарушение обязательных требований и правильность применения положений нормативных положений.

Нормативные документы низших уровней системы не должны противоречить документам высших уровней.

Наряду с нормативными документами системы в строительстве применяют: ГОСТы и другие документы по стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта России; нормы, правила и нормативы органов госнадзора; нормы технологического проектирования и другие нормативные документы соответствующих отраслевых министерств и комитетов.

СНиПы должны содержать основные организационно-методические требования по обеспечению необходимого уровня качества строительной продукции, инженерным изысканиям, проектированию и строительству, планировке и застройке, строительным конструкциям, системам инженерного оборудования.

В ГОСТах устанавливают требования к документации различного рода, совместимости и взаимозаменяемости в строительстве, к группам однородной массовой продукции; правила приемки и методы контроля (испытаний и измерений) в строительстве.

В сводах правил приводят положения по организации, технологии и правилам производства работ при изысканиях, проектировании, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений; градостроительные, типологические и социальные нормативы; объемно-планировочные и конструктивные решения зданий и сооружений, методы их расчета и проектирования.

В обозначения нормативных документов в строительстве входят: индекс (например, СНиП, СП, РДС, ТСН), номер комплекса (двух- или трехзначное число), порядковый номер документа (двух- или трехзначное число) и год принятия документа (четырехзначное число). При этом порядковые номера СНиП начинаются с номера 01, СП – с номера 101, РДС – с номера 201, ТСН – с номера 301. В ТСН после цифр года приводят наименования территории.

Для облегчения работы с нормативными документами на их обложках нанесены полосы разного цвета: для СНиП – красного, СП – синего, РДС – зеленого, ТСН – коричневого.

Структура системы нормативных документов в строительстве приведена в приложении 1.

В качестве примера по комплексу 32 (сооружения транспорта) для метрополитена приведем: СНиП 32-02-2003; СП-32-105-2004.

Информация о действующих федеральных и территориальных нормативных документах публикуется Минстроем России в виде специальных ежегодных перечней (указателей). Текущую информацию о введении в действие, изменении и отмене таких документов публикует Минстрой России в журнале «Бюллетень строительной техники» (БСТ) и справочных изданиях государственных предприятий (ГП) – центр проектной продукции массового применения Минстроя России.

Информация о ГОСТах публикуется в ежемесячных и ежегодных указателях «Государственные стандарты Российской Федерации» Госстандарта России.

Государственная система стандартов (ГСС) определяет техническую политику государства путем введения общегосударственных правил, положений, имеющих силу закона.

Единая система конструкторской документации (ЕСКД) представляет собой комплекс ГОСТов, устанавливающих правила разработки, оформления и обращения конструкторской документации вообще. Стандартом, регламентирующим в области строительства единые требования к составу, оформлению и обращению проектной документации, является система проектной документации для строительства (СПДС).

Структура и цифровые обозначения нормативных документов периодически меняются. Предпоследний вариант СНиП, частично действующий и ныне, согласно СНиП 1.01.01.82 (основные положения) включает 6 частей:

1) организация, управление, экономика;

2) нормы проектирования;

3) организация, производство и приемка работ;

4) сметные нормы;

5) нормы затрат материальных и трудовых ресурсов;

6) эксплуатация и ремонт зданий, сооружений и конструкций.

В целях удобства пользования для каждой части СНиП установлены цветные вертикальные полосы на левой стороне обложки в соответствии с номерами частей: первая – красная, вторая – синяя, третья – зеленая, четвертая – коричневая, пятая– фиолетовая, шестая – оранжевая.

Каждая часть СНиП подразделяется на главы или группы и отдельные документы, которые издаются самостоятельно.

Первичные цифровые обозначения включали три группы цифр. Например, СНиП II-94-80. Нормы проектирования «Подземные горные выработки». Первая римская цифра II обозначает часть СНиПа, следующая цифра 94 обозначает номер главы (документа), цифра 80 соответствует году утверждения документа. Второй вид цифровых обозначений включает четыре группы цифр, например, СНиП 3.01.01-85 * «Организация строительного производства», где обозначены соответственно часть, группа, номер документа, год утверждения (звездочка – показатель более поздних переизданий с дополнениями).

Кроме СНиП по отдельным вопросам проектирования и строительства в качестве нормативных материалов выпускаются ведомственные строительные нормы (ВСН), ведомственные нормы технологического проектирования (ВНТП) и отдельные сметные нормы.

В дополнение к нормативным документам выпускают методические пособия, инструкции и руководства, детализирующие отдельные положения нормативных материалов, содержащие примеры и алгоритмы расчетов и др. Они нормативными документами не являются.

В методических документах отражены правила, инструкции, методы выполнения проектных работ, даны указания по проектированию конкретных видов подземных сооружений, конструкций и инженерного оборудования, производству работ и пр. Справочные документы содержат сведения, необходимые для выполнения проектных процедур. К ним относят типовые проекты, унифицированные и промежуточные решения, каталоги изделий, материалов, оборудования и др.

В начале работы над объектом проектировщик обязан досконально знать относящиеся к этой области стандарты и технические условия. Эту информацию он получает из фонда нормативно-технической документации. Чтобы не закладывать в проекты морально устаревшую технику, надо использовать новейшие каталоги оборудования и изделий. Этой цели служит, в частности, центральный фонд каталогов на оборудование в Государственной публичной научно-технической библиотеке, насчитывающий несколько миллионов единиц.

В проектных институтах основными информационными органами являются техническая библиотека, кабинет типовых проектов, технический архив, сектор или группа информации, патентное бюро. Мощным оперативным источником информации является Интернет.

Для систематизации, хранения и поиска информации применяются системы универсальной десятичной классификации (УДК), библиотечной классификации (ББК) и авторский знак, цифровые обозначения которых обычно помещают на оборотной стороне титульного листа книг и других печатных изданий. Например, в учебнике «Метрополитены» указан УДК 656.342 (075,8); ББК 39.81я75; Ф91.

Для регулирования строительной отрасли в мировой практике используется система нормативных документов, которая включает в себя комплекс обязательных норм, правил и требований, призванных защищать государственные и общественные интересы на протяжении всего процесса строительства. Нормативные документы в строительстве разрабатываются компетентными органами и должны соответствовать действующему законодательству.

Страны, не имеющие подобной системы, заимствуют стандарты у развитых стран, корректируют под свои условия и делают их национальными.

Строительные нормативные документы устанавливают:

  1. Функции нормирования в строительной сфере.
  2. Виды нормативной документации.
  3. Требования к содержанию нормативной документации.
  4. Порядок внесения поправок в нормативную документацию, ответственность за создание требований и следование им.

Функции нормирования в сфере строительства


Система нормативных документов в строительстве призвана обеспечить:

  • надлежащее качество строительной продукции, уменьшение её стоимости;
  • безопасные условия для жизни и труда в проектируемых строительных объектах;
  • высокий уровень проектных решений;
  • защиту людей и строительной продукции в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • ликвидность капитальных вложений;
  • надежности и долговечности проектируемых строительных объектов;
  • рациональное использование финансовых и трудовых ресурсов;
  • соблюдение экологических требований;
  • единую техническую политику в сфере капитального строительства;
  • внедрение в строительный процесс инновационных решений, а также использование зарубежного опыта и новейших технологий при производстве строительной продукции;
  • усовершенствование процесса проектирования, строительства объектов и изготовления строительной продукции;
  • совмещение технологических и строительных норм проектирования для некоторых областей нормирования;
  • налаживание международного сотрудничества в области строительства.

Виды нормативной документации


Согласно СНиП РФ от 10 января 1994 года, нормативные документы в области строительства делятся на 3 основные группы:

  1. Федеральные. Состоят из 4 видов нормативных документов:

1.1. СНиП — старейший стандартизационный документ, утверждённый Госстроем во времена СССР. До сих пор этот документ является основой строительных норм и правил. СНиП, несмотря на жёсткие требования, не ограничивает свободу инженерных и архитектурных изысканий.

Документ состоит из:

  • общих положений СНиП, в которых перечисляются цели и задачи документа, технические и правовые нормы, а также указаны права и обязанности ответственных лиц;
  • норм проектирования - основная часть СНиП, определяющая государственные стандарты и правила в сфере строительства, при разработке которых учитываются особенности региона;
  • правил для производственного процесса, сдачи и приёмки работ;
  • норм дополнительных затрат на строительные работы , зависящие от сезона и распространяются как на постоянные сооружения, так и на временные.

В функции СНиП также входит установление стандартов для строительства устойчивых к землетрясению сооружений.

1.2. ГОСТ Р - государственные стандарты РФ в строительстве. Содержат положения, носящие обязательный и рекомендательный характер. Правилами устанавливаются определённые параметры и характеристики для строительной продукции и сооружений не подлежащие изменению.

1.3. СП — свод правил по проектной документации и проведению строительных работ. Материал, содержащийся в этом разделе, носит рекомендательный характер. Состоит из справочных данных, таблиц, расчётов, являющимися ранее в СНиП обязательными для применения.

1.4. РДС — руководящая документация системы. Содержит информацию о правилах подготовки, утверждения и использования нормативной документации.

2. СНиП субъектов федерации. Нормативная документация в строительстве субъектов федерации представляет собой территориальные строительные нормы. Регламентирование устанавливается для конкретного региона. Является законным только для регионов, которые данные положения утвердили.

3. Производственно - отраслевые документы. Включают стандарты производства и объединений. Состоят из положений об организации и технологии производственного процесса. Обязательны для конкретной организации или предприятия.

Требования содержания нормативной документации


Система нормативной документации в строительстве предусматривает соблюдение следующих требований к их содержанию:

  1. Указанные требования должны иметь непосредственное отношение к конкретному объекту.
  2. Нормы и правила, содержащиеся в документах, не должны накладывать ограничения на работников, проявляющих инициативу по уменьшению затрат на строительные работы.
  3. Основополагающими являются требования, касающиеся:
  • реализации научных и технических достижений, передового опыта проектирования и строительства, использованию новейшего оборудования;
  • методов и процесса проектирования и инженерных решений ;
  • прочности объектов строительства, уровня проектных решений, защиты от пожаров и взрывов, устойчивости к землетрясениям, условий труда, качества строительства;
  • полномочий органов гос. надзора;
  • внедрения и использования ЭВМ и автоматизации в создании проектов и строительстве;
  • улучшения качества работ и производительности;
  • к приёмке и сдаче в пользование возведённых объектов;
  • улучшения системы определения точной стоимости строительных объектов, уменьшения количества проектной документации.

Кроме того, она должна содержать:

  1. Нормативная документация может содержать приложения с обязательными или справочными расчётами, диаграммами, таблицами.
  2. В нормативной документации надзорных органов не могут присутствовать требования, установленные СНиП.
  3. Недопустимо повторение положений, содержащихся в иной нормативной документации.

Порядок внесения поправок в нормативную документацию: ответственность за создание требований и следование им


Нормативная документация подлежит пересмотру и, при необходимости, корректировке не реже, чем один раз в пять лет. В СНиП могут быть включены новые нормативные документы в строительстве. Этот процесс выполняется организациями - разработчиками норм и правил, и лицами их утвердившими. Проверка осуществляется с целью определения научно-технического уровня документов. Обновляют документ с помощью полного изменения либо внесения отдельных корректировок, в соответствии с утверждённым планом.

Изменения в нормативную документацию вносятся на основании проведённых научно-технических, экспериментальных работ, изучения опыта создания проектов и возведения объектов. Утверждение изменений нормативной документации происходит один раз в год. Разработка проекта длится не более полугода.

Организации, предоставляющие на утверждение обновленные СНиП, несут ответственность за:

  • актуальность внесённых требований;
  • соответствие документа действующим законам РФ;
  • правильность указанной информации;
  • соблюдение сроков предоставления предложений о корректировке.

Нарушение требований приводит к возврату документа на доработку и применению наказания к виновным лицам.

© 2020 Советы по строительству коттеджей